Если ребенок у логопеда на занятии научился правильно произносить дефектный звук, то произношение этого звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по – прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.
Закрепление звука включает в себя три момента:
- Звук нужно автоматизировать, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
- После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.
- Звук нужно дифференцировать, то есть разграничить его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой – либо другой звук (например, Ш на С).
Упражнения для автоматизации звуков на примере звука Ш.
Автоматизация звука Ш в слогах и словах.
Автоматизация в открытых слогах: ша, шо, шу, ши. Ребенок вслед за вами должен произносить эти слоги. Иногда требуется многократное повторение одного и того же слога. Затем автоматизируют звук Ш в начале слова перед гласным звуком (шапка, шайба, шампунь, шуба, шиповник, шок и другие) и автоматизируют звук Ш в середине слова (Маша, каша, пишу, дыши)
Автоматизация звука Ш в закрытых слогах: аш, ош. уш, иш, еш, яш, юш, ыш. Ребенок повторяет вслед за вами эти слоги. Затем автоматизируют звук Ш в конце слова и в середине слова в закрытых слогах (карандаш, букашка, окошко, мошка, пушка, мышка, вышка, малыш, камыш, даешь, поешь). А так же автоматизируют слова со стечением согласных звуков (шкаф, штука, шлем …)
Автоматизация звука Ш в предложениях.
Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократно встречается автоматизируемый звук. Например: Миша и Паша едут на лошадке. Малыши шагают в школу. Хороший результат дает использование для автоматизации звука чистоговорок (ша ша ша – Маша моет малыша), потешек (Петушок, петушок, отдай Маше гребешок) стихов (Петушок! Петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!).
Автоматизация звука Ш в связной речи и в самостоятельной речи ребенка.
С этой целью можно использовать очень разные задания. Ребенок может составлять предложения, рассказы по картинкам и пересказывать и при этом сам должен следить, чтобы всегда правильно выговаривать звук Ш. Можно заучивать стихи, пересказывать сказки, рассказывать вам о событиях прошедшего дня, так же постоянно контролируя свое произношение. Когда ребенок сможет безошибочно произносить автоматизируемый звук в скороговорке насыщенной этим звуком, можно сказать, что он научился правильно произносить звук Ш.
Правила автоматизации звуков.
Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем – в более сложных.
Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).
В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое количество звуков. и подобрать для него подходящие слова очень трудно. Это правило не относится к произношению предложений.
На первых порах в словах не должно встречаться того звука, на который раньше ребенок заменял поставленный звук (если ребенок заменял Ш на С, нельзя использовать слова, в которых оба эти звука присутствуют одновременно: спешить, смешно, пушистый…)
Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу занятия.
Если ребенок начинает легко справляться с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.
Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.
Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.
Автоматизировать звук целесообразно в играх, чтобы удерживать интерес к упражнению. Необходимо подбирать задания, развивающие фонематический слух ребенка и навыки звуко – слогового анализа предложения.
Подкорытова Н. П. , учитель- логопед МКДОУ «детский сад № 14 «Звездочка»