Закрепление правильного произношения звуков. Консультация учителя-логопеда.

Если ребенок  у логопеда на занятии научился  правильно произносить дефектный звук, то произношение этого звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по – прежнему  будет произносить свой старый дефектный звук.

Закрепление звука включает в себя три момента:

  1. Звук нужно автоматизировать, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
  2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.
  3. Звук нужно дифференцировать, то есть разграничить его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой – либо другой звук (например, Ш на С).

Упражнения для автоматизации звуков на примере звука Ш.

Автоматизация звука Ш в слогах и словах.

Автоматизация в открытых  слогах: ша, шо, шу, ши. Ребенок вслед за вами должен произносить эти слоги. Иногда требуется многократное повторение одного и того же слога.  Затем автоматизируют звук Ш в начале слова перед гласным звуком (шапка,  шайба,  шампунь, шуба,  шиповник, шок и другие) и автоматизируют звук  Ш в середине слова (Маша, каша, пишу, дыши)

Автоматизация звука  Ш в закрытых слогах: аш, ош. уш, иш, еш, яш, юш, ыш. Ребенок повторяет вслед за вами эти слоги.  Затем автоматизируют звук Ш в конце слова и в середине слова в закрытых слогах (карандаш, букашка, окошко, мошка, пушка,  мышка, вышка, малыш, камыш, даешь, поешь).  А так же автоматизируют слова со стечением согласных звуков (шкаф, штука, шлем …)

Автоматизация звука  Ш в предложениях.

Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократно встречается  автоматизируемый звук. Например: Миша и Паша едут на лошадке. Малыши шагают в школу. Хороший результат дает использование для автоматизации  звука  чистоговорок  (ша ша ша – Маша моет малыша), потешек (Петушок, петушок, отдай  Маше гребешок) стихов  (Петушок! Петушок!  Выгляни в окошко, дам тебе горошку!).

Автоматизация звука Ш в связной речи и в самостоятельной речи ребенка.

С этой целью можно использовать  очень разные задания. Ребенок может составлять предложения, рассказы  по картинкам и пересказывать и при этом  сам должен следить, чтобы всегда правильно выговаривать звук Ш. Можно заучивать стихи, пересказывать сказки, рассказывать вам о событиях прошедшего дня, так же постоянно контролируя свое произношение. Когда ребенок сможет безошибочно произносить автоматизируемый звук в скороговорке насыщенной этим звуком, можно сказать, что он научился правильно произносить звук Ш.

Правила автоматизации звуков.

Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем – в более сложных.

Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).

В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое количество звуков. и подобрать для него подходящие слова очень трудно. Это правило не относится к произношению предложений.

На первых порах  в словах не должно встречаться того звука, на который раньше ребенок заменял поставленный звук (если ребенок заменял Ш на  С, нельзя использовать слова,  в которых оба эти звука присутствуют одновременно: спешить, смешно, пушистый…)

Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу занятия.

Если ребенок начинает легко справляться  с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому  — более сложному.

Для тренировки произношения  полезно бегло вспоминать пройденный  материал.

Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.

Автоматизировать  звук целесообразно  в играх, чтобы удерживать интерес к упражнению. Необходимо подбирать задания,   развивающие  фонематический слух ребенка и навыки звуко – слогового анализа предложения.

 

Подкорытова Н. П. , учитель- логопед  МКДОУ «детский сад № 14 «Звездочка»

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.