Характеристика речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей. Однако это не так. В силу различных причин (плохая экология, алкоголизм родителей, биологические факторы, социальные условия, соматическая ослабленность ребенка, родовые травмы) у детей часто выявляются  речевые расстройства.

 К 5 годам дети должны овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Словарный запас ребенка в пять лет составляет от четырех до пяти тысяч слов.

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи удетей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  Ткаченко Г.А. рассматривает такую форму речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Это может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи. Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

 Дети с ОНР 3 уровня  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Они правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,  обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

 Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четкоХарактерно недифференцированное произнесение звуков: свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

У детей нет активного словарного запаса,  выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия; глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив. При построении сложных фраз союзы употребляются неверно; нет знаний подвидов птиц, животных, предметов; вместо профессий называются действия; вместо отдельной части предмета называется весь предмет. Часто дети с ОНР 3 уровня неправильно используют в своей речи предлоги.

Несмотря на количественный рост словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня, наблюдаются лексические ошибки:

— замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

— подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует»);

— замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «елочки»);

— взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий, низкий, узкий — «маленький»).

В речи детей наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно. Часто возникают ошибки  при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Понимание обращенной речи близко к норме, но  отмечается недостаточное понимание  значений слов, образованных при помощи  приставок, суффиксов; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста более отчетливо проявляются  при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

Полноценное развитие каждого малыша, прежде всего,  зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего ребенка.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.