Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители.
Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатостъ, робость и настороженность, наоборот, тормозят. Завышение, амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости.
Малыш не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентации, принятых среди взрослых людей.
Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям:
— Я сейчас занят (а)? — Когда же ты научишься?
— Сколько раз я тебе говорила! — Посмотри, что ты натворил!
— Нет! Я не могу! — Это надо делать не так …
— Ты сведешь меня с ума! — Вечно ты во все лезешь!
— Неправильно! — Уйди от меня!
— Что бы ты без меня делал! — Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
— Ты самый любимый! — Иди ко мне!
— Садись с нами! — Ты очень многое можешь!
— Я помогу тебе… — Что бы мы без тебя делали?!
— Я радуюсь твоим успехам! — Расскажи мне, что с тобой
— Что бы не случилось, твой дом — твоя крепость.
Примером позитивных или положительных установок могут служить следующие:
- Я всегда тебя буду любить!
- Ты такой у нас молодец!
- Я никогда не сомневалась, что ты это сумеешь правильно сделать!
- Если тебе это предоставляет удовольствие, можешь и пошалить!
- Я думаю, что в этот раз у тебя все получится!
- Тебе стоит лишь захотеть, и ты справишься с этим заданием!
- Доброта помогает другим и тебе.
- Старайся помочь людям!
- Как здорово, что ты мой сын! (Моя дочка!)
Примеры негативных или отрицательных установок:
- Ты ничем не лучше своего папы-разгильдяя!
- Иногда можно и обмануть!
- Попробуй только не выполнить мою просьбу, получишь!
- Если ты не будешь убирать игрушки, пожалеешь об этом!
- Не лезь не в свои дела!
- Без тебя разберутся!
- Как ты мне надоел!
- Ну, и тупица!
- Лентяйка!
- Неряха!
- Какой ужас! Посмотри на себя в зеркало!
- Везет же другим, имеют хороших детей!
Воспитатели старшей группы №1:
Кондакова М.В., Ефремова Л.В.