«Социально – коммуникативное развитие детей четвертого года жизни»

«Социально – коммуникативное развитие детей четвертого года жизни»

Как  известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Многие скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на, как правило, неупорядоченную жизнь семьи. Двухдневный срок ощущается ими как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы взрослые. В результате появляется тот самый «тяжелый понедельник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень много зависит от того, как организованны выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним – словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка.

Как проходит выходной день в семье с трехлетним ребенком?

Утром малыш просыпается, как правило, раньше родителей. Сонная, раздраженная мама сначала пытается уговорить его «еще капельку поспать», но безрезультатно.  Папа спит.  Мама все-таки встает, и начинаются утренние хлопоты: она одевается, умывается, кормит ребенка, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пылесос… Папа спит.

После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, которые еще не могут надолго его занять, или к телевизору – смотреть мультфильмы. Общение мамы с ребенком утром выходного дня сводится к минимуму, ограничивается короткими распоряжениями: «Дай руку, не ту, другую!.. Когда же ты сам научишься одеваться?.. Ешь скорее… Поел – иди, посмотри мультики».

А ведь от того с каким настроением начинается день, зависит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося малыша с улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему в окно солнышку, попросите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало), а потом предложите разбудить игрушки – это ребенка займет, и вам даст свободную минуту.

Режим дня для детей третьего года жизни очень необходим. Все мероприятия необходимо планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он должен провести на воздухе. А вот «таскать» с собой на рынок или по магазинам не стоит – кроме утомления и совершенно не нужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но важно правильно рассчитывать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребенка. Главное правило: любые впечатления, связанные с поездками и пребывание в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в течение следующего дня малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни.

Проводить подобное мероприятие лучше утром, чтобы избежать вечернего перевозбуждения. По времени (вместе с дорогой) оно не должно превышать трех часов. Учтите, что для ребенка поездка в метро или на автобусе – это целое приключение, полное новых впечатлений. В зимнее – осенний период путешествие в общественном транспорте несут в себе дополнительную опасность, связанную с ростом сезонных заболеваний, особенно гриппа. Поэтому детей с ослабленным иммунитетом лучше не подвергать такому риску.

Не стоит водить детей третьего года жизни на елки, спектакли, утренники, в театры и цирк. Такие представления рассчитаны на старших дошкольников, а маленький ребенок ничего не понять и даже испугаться.

При первом  посещении зоопарка ребенку следует показать уже знакомых ему (по картинкам, сказкам и мультфильмам) животных и птиц. В этом случае взрослые сами могут дозировать информационную нагрузку. Следует прекратить экскурсию, если малыш стал невнимательным, слишком подвижным или наоборот, вялым капризным – это признаки переутомления.

По дороге домой следует вспомнить с ребенком все, что он видел, что делал, что ему понравилось. Мамины расспросы и объяснения помогут малышу разобраться в своих впечатлениях, вспомнить и еще раз почувствовать те или иные новые ощущения. При этом может выясниться, что он воспринял что-то совсем не так, как вы предполагали, не заметил того, что вы считали главным, а сосредоточился на деталях, которым вы не придали значения. Все эти впечатления ребенок должен «переварить», а помочь ему в этом должна мама.

Во второй половине дня надо отдать предпочтения спокойным занятиям —  почитать малышу сказку, погулять в знакомых, привычных местах на детской площадке или в парке. Хорошо, если на прогулку пойдут и мама, и папа. Не надо настаивать, чтобы ребенок активно общался с другими детьми или взрослыми, гуляйте одни или с самым «близким другом» вашего малыша. Не нужно смотреть телевизор, лучше почитать на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают своих детей перед телевизором чуть ли не с года, чтобы их хоть на миг оставил в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое время провождения не приносит ничего кроме  вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего. Если же вы считаете, что без телевизора ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:

  1. От 2 до 3 лет (а лучше и позже) смотреть телевизор можно не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все то, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девочка. Она несет шарик. Шарик красивый, голубой!» Такой пересказ необходим, потому что малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, т.к. скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
  2. Смотреть можно передачи, только для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы.
  3. Желательно периодически рассматривать одни и те же мультфильмы. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку должна помочь мама.
  4. Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям,  начиная с 3 лет. До этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.

День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеется, и даже зевая во весь рот, не может заснуть. Надо помнить об этой особенности психики маленьких детей и стараться обеспечить ребенку спокойную, уравновешенную жизнь дома, не перегружать его непосильными новыми впечатлениями.

Привычный режим дня, приятные и понятные ребенку события; постоянный контакт и доверительное общение не только с мамой, но и с папой; их улыбки, одобрения и ласка – все это поможет избежать не нужного перевозбуждения нервной системы, сбоя внутренних биологических часов (помогающих засыпать в определенное время), сделает выходной день не стрессом, за которым следует «тяжелый понедельник», а радостным праздником общение с родными и любимыми людьми, настоящим днем отдыха.

воспитатели 2 мл.гр. №1 Горбунова Ю.Ю., Пономарева Т.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: «Социально – коммуникативное развитие детей четвертого года жизни»

  1. try here говорит:

    I simply want to mention I’m all new to blogging and certainly loved this web page. More than likely I’m planning to bookmark your blog . You certainly have wonderful articles and reviews. Many thanks for revealing your website page.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *