Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Математика в изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование)».

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

1 часть теоретическая.

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.    Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она развивает познавательные способности, глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Занятия изобразительной деятельностью взаимосвязаны с разными видами деятельности, в том числе и с математикой. Они способствуют развитию интеллекта, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, умению сравнивать, сопоставлять, считать, соизмерять и т.д.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Для познавательного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо иметь о нём, о его форме ясное объёмно-пространственное представление. Поэтому важно, при организации  восприятия предметов и объектов окружающего мира, научить детей сравнивать предметы; воспитатель обращает их внимание на изменение величин (ребёнок и взрослый), предметы бывают длинные и короткие, по высоте – высокие и низкие, по ширине- широкие и узкие, по размеру- большие и маленькие. Кроме того, предметы сравнивают по форме (круг, квадрат, шар, куб), по цвету (белый- чёрный, спелый- неспелый), соответствующие цвета времён года, разное пространственное положение предметов и их частей (птичка сидит, птичка клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях, дальше, ближе, выше, ниже). На занятиях, также, дети узнают, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Сравнивая одинаковые по форме, но различные по величине предметы, получают пропорции. Отношения величины одного предмета к величине другого называется пропорциональным отношением. Отношение высоты предмета к его длине является основной пропорцией.

Чтобы рисовать предметы сложной формы, дети учатся видеть в них различные простые геометрические фигуры (круг- солнышко, голова птицы, овал- туловище животного, куклы, треугольник- уши кошки, крыша дома и т.д.) .Определив эти геометрические фигуры, дети учатся последовательно изображать предмет. Например, при рисовании снежинки, следует обратить внимание, что у неё всегда шесть лучиков и узор каждого её луча одинаковый. Овладев способом изображения  одного из предметов той или иной формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании и на другие предметы сходной формы.

     Рисование предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий. Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые горизонтальные и вертикальные линии.   Аналогично, при рисовании с натуры предметов округлой формы, целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях, декоративный рисунок, как бы, готовит детей к рисованию с натуры. В других случаях, знания и навыки, полученные при рисовании с натуры, закрепляются в рисовании узоров или темы. Так, рисование с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них.

При рисовании огурца, дети обращают внимание на его овальную форму, отмечают, есть ли разница между толщиной одного конца и другого. Изображая гриб, отмечают, что у него шляпка имеет дугообразную форму. Изображая ягоду клубничку, отмечают её форму, где у неё широкая часть, где узкая. Далее, считают, сколько у неё листочков. Рисуя сливу, дети обращают внимание на её форму: такая ли она круглая, как яблоко, или больше похожа на яйцо. Чем форма сливы отличается от формы яблока? Грушу дети учатся рисовать при помощи двух кругов (большого и маленького). Научившись рисовать фрукты по отдельности, можно переходить к изображению композиции из фруктов.

    Рассмотрим кленовый лист: считаем, сколько у него прожилок (5 прожилок, расходящихся от основания в разные стороны). Вокруг каждой такой прожилки расположен как бы отдельный листок. Края листа похожи на острые зубчики, а верх напоминает царскую корону. Сам же лист похож на многоугольник.

Затем переходят к изображению ветки с листьями. Изображая ветку с листьями, дети считают, сколько листьев, все ли листья одинакового размера, все ли листья видны целиком, или одни закрывают другие. Какой листья формы, отмечают, что, если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половинки будут одинаковые. Рисуя листок, изображают овал, проводят среднюю прожилку.

Прежде чем рисовать дерево, дети рассматривают ствол: какой он- толстый как у дуба или тонкий, как у берёзы. Далее отмечают, как идёт разветвление дерева: ствол его постепенно становится всё тоньше по мере разветвления. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Самая широкая часть ствола около земли, а самая тонкая- на верхушке. При изображении пейзажа, деревья, которые находятся вдали, дети учатся рисовать, передавая их общую форму, без подробностей. При этом, у каждого дерева своя форма. И вот эту-то общую форму каждого дерева нужно изобразить.

При изображении зайца, дети отмечают, сколько у него лап, какие лапы длиннее- передние или задние. При изображении белки, дети отмечают, какой формы уши, голова, хвост у неё длинный, широкий, загибающийся к верху, и поднятый высоко над её спиной. Ушки остренькие, а лапы разной длины: задние длиннее передних.

Рисуя портрет человека, дети  сначала рисуют одиночные портреты папы, мамы. Затем рисуют парные портреты: «Я с папой», «Мы с мамой улыбаемся». Дети отмечают, что голова взрослого человека больше по величине и имеет овальную форму, а у ребёнка голова меньше и круглой формы. Нарисовав овал, дети делят его вертикальной линией на две равные части (правая и левая сторона лица). Затем, двумя горизонтальными линиями, делят лицо на три равные части. Над верхней горизонтальной линией по обе стороны вертикальной линии рисуют брови, под линией —  глаза. Между верхней и нижней линией, по центру, рисуют нос, а по бокам между ними- уши. Рот рисуют под нижней линией так, чтобы вертикальная линия делила его пополам.

Обучаясь композиционному построению, ребёнок учится способу расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для создания рисунка необходима разработка плана композиции: составление и расположение элементов, фигур и частей картины. Рисуя, нужно всё время думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

На сюжетном рисовании «Замок семи чисел»  перед детьми ставится задача: подумать, почему замок так называется? Чего в нём может быть семь? ( семь башен в замке, семь деревьев в саду, в пруду плавает семь лебедей и т. д.) дети пересчитывают изображаемые предметы в процессе рисования.

Можно предложить детям отправиться в путешествие в Зазеркалье «Симметрия», где дети будут проявлять свои знания о симметрии. Что значит понятие «Симметрия»? Какие предметы можно изобразить симметрично?

При рассматривании картин художников отмечается  многоплановость: какие предметы в картине написаны далеко? Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это? Какие предметы написаны художником ближе. Чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие? И т.д 

Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят познавательные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления и познавательных способностей.

2 часть практическая.

Педагогам предлагается проявить свои творческие способности в рисовании, лепке и аппликации и объяснить связь их работы (изобразительной деятельности) с математикой.

Воспитатель 2 младшей группы «Ромашка»:

Пахомова Т.В.

 

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Математика в изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование)».

  1. Roman говорит:

    Я — aбcoлютно peaльный челoвek! Haскoлькo это вaжно для Тебя? Уже в тeчении следующих cуток Bы заpаботaете cвои пеpвыe дeнежки c помoщью xитpoгo дeйствa, котopый я пpигoтовилa для Ваc. Bыплаченo за эти сyтки: 899962.12 рyб. Tут все очeнb пpoстo! alturl.com/iip4w

  2. Назира говорит:

    Семинар-практикум для родителей «Давайте поиграем. Развитие математических способностей детей». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

  3. Флора говорит:

    Семинар – практикум для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

  4. Adam говорит:

    Нашa дрyжнaя kомандa делaeм интернeт бeзопаcней! Имeннo ВЫ бyдyщий хoзяин пpибыли в 9 000 pублей в cyтkи! Это нaибoлeе простой и пoлнoстbю надежный сepвис для получения дохода, кoтоpый подoйдeт вceм. Tам всe oчeнb пpосто!

  5. Армине говорит:

    Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство, В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

  6. Iulian говорит:

    Peвизоp-ONLINE. Стpогo провeряем сиcтeмы заpaбoткa в интeрнетe и поkазываeм kакие рaботaют, а какие — нeт. Каk мы зa 20 минут в прямoм эфиpe зарабoтaли 7724 руб (129 дол., 3 312 гpн). Прoверяем : Meждyнapoдная Cистемa Кoнтpоля IP Aдpеcов. Уpа! Первый paз зapаботaла в интeрнeте. Тeперb буду cмотрeтb вашy пpoгрaмму пoстoянно. Беcплатнaя peгистрация (тoлько пocлe пpoсмoтpa видеo) soo.gd/eiws

  7. Fedor говорит:

    Пoчтa Сepвиc. Aвтoмaтичeский зaрaботоk в интeрнете от 12 000 дo 34 000 Р в дeнb Не выxoдя из дома. Пpоцecc зарабoтка полнocтbю aвтомaтизиpовaн и понятен даже для новичkа. C нaми зapабатывaют тысячи людeй oт 18 до 99 лeт. Для нaчaлa рабoты, зaпуcтитe прогрaмму, нажaв кнопkу «запyск пpoгpаммы». Из Oтзывoв — «Рабoтaлa yже во вcеx сeтeвых kомпaниях, но таkие выплаты вижу впеpвыe, и пpичeм пpисылают нa kарту момeнтальнo. Живые дeньги этo сильнaя cтоpона прoектa «Почты».» click78.top/4mc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *