Роль дидактической игры в работе по формированию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Особенно велика роль дидактических игр в формировании лексико- грамматических  категорий в речи  детей.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Уже в раннем возрасте у  детей с нарушениями речи могут появиться неврозы, замкнутость, раздражительность. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявляется, что у них часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно–бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом, родителями и воспитателем,  стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи. У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. 

На первом этапе работы с детьми по формированию лексико- грамматических категорий в основном используются игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращается внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводятся приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходят к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии «Одежда», дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память. Дидактические игры — лото: «Мебель», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Инструменты» и другие используются и при формировании умения классифицировать предметы. Вначале организовывается игра «Кто скорее соберет?». Предлагается не более двух – трех групп предметов, например овощи и фрукты (муляжи).  Предметы расставляются в разных местах комнаты и педагог просит детей собрать определенную группу предметов. В игре «Кто больше запомнит, что из чего сделано?» дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ детям  раздаются  разноцветные кружочки. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков. Игра «Чей хвост, чья голова?» помогает решать несколько словарных задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем этапе дети составляют описательные рассказы по определенной теме. Цель дидактической игры «Что знаешь, расскажи» – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Детям первой команды предлагается  рассказать все, что они знают про котенка (маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый),  вторая команда подбирает глаголы (сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается), третья команда называет слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная). После знакомства детей со сложными предлогами проводится  игра «Что изменилось?». Цель игры: закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, между.  Детям предлагается сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь. Для детей с общим недоразвитием речи характерно отсутствие четких временных представлений. Они путают названия и последовательность месяцев, у них нет четких представлений о частях суток. Для уточнения таких понятий  используется игра «Когда это бывает?» Игровую ситуацию создает вопрос – загадка: «Кто узнает, когда это бывает?» Игра «Было–будет« способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагается послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов. Некоторым усложнением является вариант игры, когда дети придумывают и задают друг другу загадки. Детям 6 – 7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам – вот далеко неполный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста. Для обогащения словаря интересны дидактические игры, связанные с темой «Профессия». Предварительно проводится краткая беседа, уточняется, как дети понимают слово «профессия», какие профессии знают. Затем раздаются картинки разных профессий и закрепляются представления детей. После этого организовываются игры «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий». В этих играх дети учатся соотносить действия людей с их профессиями.

При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала детям предлагается составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты. Придумывая предложения с разделительным союзом «или», используется дидактическая игра «Что буду делать?».  Знакомство детей с конструкцией сложноподчиненного предложения начинается с рассказывания сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему?». Показывая ее на фланелеграфе, детей просят проговаривать только первую часть предложения, затем вторую: «Почему колесо катится?» (Потому что оно круглое). «Почему птица летит?» (Потому что у нее есть крылья). В конце непосредственной образовательной деятельности  дети проговаривают предложение целиком (Колесо катится, потому что оно круглое). В дальнейшем используются дидактические игры «Прятки», «Кто у кого», «Подумай и скажи», «Закончи предложение». Цель этих игр: учить детей составлять сложносочиненные предложения.

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий помогает  обогатить словарный запас детей, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Дети начинают использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные.  Дошкольники правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова, учатся  правильно  использовать предлоги.  

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.