Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников.

Репрезентативная система – ( система представлений, сенсорный канал) предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего  мира. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете.

Существует четыре варианта подобных  систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая условно называется «думающий тип» — дигитальный или дискретный. Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Таким образом, по способу восприятия  и переработки информации людей делят на визуалов, кинестетиков и аудиалов, и так называемый дигитал (дискрит).

Так кто такие аудиалы, визуалы и кинестетики, дигиталы? Вы, вероятно, слышали, что все мы воспринимаем   информацию  по-разному – один способ восприятия является ведущим. Подобно словам «чувстую», «вижу», «слышу», которые, несмотря на схожий смысл, передают действия разных каналов восприятия (ощущения, зрение, слух),

Краткая характеристика этих типов

Визуал — человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.

Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх.

Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого).

Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

Аудиал — тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей.

Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.

Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

Кинестетик — тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому… Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить).

При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться.

Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках…

Для принятия решения кинестетику нужно время.

Дискрет (дигитал) — человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»

Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание типа восприятия собеседника часто помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только почаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

ДОШКОЛЬНЫЙ   ВОЗРАСТ

Малыш-визуал  при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Он очень аккуратен (для своего возраста) и для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду, поэтому он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми  или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он  неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Никогда не кричите маленькому визуалу: «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.

Дошкольник-аудиал  познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры — обсуждать, доказывать, даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно, придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр,  упражнений.

Маленький кинестетик  познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш — кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу «Не трогай!» ибо они познают мир именно через тактильные ощущения. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. Они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.

Достаточно легко можно определить, кто ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры.

Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Если ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок — визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок — аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, то нельзя требовать  от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.
Любое  обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?
На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и педагог, и ребенок визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах  школы их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и педагог  знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Специалисты говорят:
от
визуала можно требовать быстрого решения задач;
от
аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;
от
кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и домашних!

      При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется:

визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за чем-нибудь, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень   важно общаться  с  ребенком  на «его языке»:

с  визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с  аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с  кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»;
кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему.

Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

Для аудиалов:

1.«Знакомые звуки»

 В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
— звуки природы;
— голоса животных;
— шумы, издаваемые приборами.

2.Можно предложить озвучивание на разном расстоянии
 (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.
3.«Угадай мелодию»

Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
— узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
— напеть его;
— продолжить начатую мелодию.

4.«Щелчок в уме»
Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.


Теперь о кинестетике, которая выражается в образах прикосновений, запахов, вкусов. В качестве разминки  подойдут игры, аналогичные ранее предложенным слухового восприятия, а затем к ним добавляются те, что рассчитаны на более глубокое усвоение.

Для тактильных ощущений:

«Знакомые ощущения»

В этой игре предлагается назвать определенное число:
— занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
— видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
— объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
— объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

«Пантомима»
Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
— изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!

«Воображаемое прикосновение»
Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему «прикасался» игрок.

Для вкусовых:

«Вкусы по памяти»
Участники называют:
— пять сладких блюд;
— пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
— пять объектов, горьких на вкус.

«Странная дегустация»

После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
— соленых огурцов, смешанных с мороженым;
— помидоры с клубничным вареньем;
— манную кашу с горчицей;
— молочный суп с селедкой; а напоследок –
— молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:
«Назови запахи»:

— связанные с природой;
— связанные с двигателями;
— самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.

«Запахи, которых нет, но они есть»
В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов.

Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то дошкольники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников..

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Абрамова К.Е.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.