Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это является базой развития фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш). У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко- слогового анализа и синтеза слова (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.
Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры на развитие неречевого и речевого слуха.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.
Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных со слышанными звуками или выполнением действий при которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:
— по способу воспроизведения (хлопки, притопы),
-по темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),
— по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм – «лошадка скачет»)
— по силе звучания (громкие звуки – «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).
Работа по формированию слухового восприятия, внимания памяти проходит поэтапно:
- Нахождение и узнавание источника звука
- Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.
Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает что звучало, при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки с помощью игрушки.
Играя со звучащими игрушками ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.
Игры для развития слухового восприятия ребёнка 2- 3 лет
Игры на развитие слухового восприятия необходимы для совершенствования умения сосредоточиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошками или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.
Старайтесь вести все разговоры дома спокойно, не повышая голоса. Многолетний опыт показывает, что если в доме высокий уровень шума (разговоры на повышенных тонах, постоянная музыка, работающий телевизор), то способность ребенка воспринимать на слух страдает в значительной степени.
Что ты слышишь?
Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию
Необходимый инвентарь: различные игрушки.
◈ Шепотом с расстояния 2-3 метра позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: принеси мне куклу, подними мишку.
◈ Говорите тихо, но очень четко.
Молоточек
Игра способствует развитию слуха, освоению понятии «громко», «тихо»
Необходимый инвентарь: детский молоточек.
◈ Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток.
◈ Объясните, что сейчас вы будете забивать маленький гвоздик, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте, как нужно стучать тихо.
◈ Потом забейте большой гвоздь. Для этого стучать надо сильно и громко.
◈ Отдайте крохе молоток, а сами руководите игрой, повторяя: «Маленький гвоздик, большой гвоздь».
Где я?
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия
Необходимый инвентарь: бубен или колокольчик.
◈ Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.
А можешь ли ты?
Игра способствует разбитию навыков аудирования
◈ В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку».
◈ Предложите ребенку поменяться ролями.
Отвернись и угадай
Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.
◈ Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.
◈ Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.
◈ Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.
«Раз-два!»
Игра развивает чувство ритма
Необходимый инвентарь: барабан.
◈ Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия.
◈ Во время марша можно считать: «Раз-два, левой! Раз-два, правой!», стараясь подстроить ритм под шаг ребенка.
◈ Если барабана нет, то подойдет любая коробка или, на худой конец, стол.
Внимание!
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие после того, как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч».
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия
◈ Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи.
◈ Игра также подходит для детского коллектива.
◈ Выберите ведущего. Он отворачивается (или закрывает глаза), а кто-нибудь из остальных игроков имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ведущий должен угадать, голос какого игрока он слышал.