Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Осознавая понятие «у нас есть ребёнок», отвечая за его здоровье, рост, развитие, зная подход к нему и способы разрешения его проблем, трудностей, неудач, родители становятся главными помощниками, защитниками, наставниками и путеводителями на протяжении всей жизни ребёнка.

Каждый малыш должен знать, что он в семье любимый, желанный и самый лучший. Если в семье есть ещё дети, родители должны объяснить им, что они одинаково любят их всех.

Уважаемые родители, старайтесь выслушать ребёнка, по возможности в доступной форме и согласно его возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа, в противном случае малыш замкнётся, и вам трудно будет вывести его из этого состояния. Нужно добиваться того,  чтобы он вам доверял. Вы для него – союзник, соратник, помощник в любых вопросах, затеях, начинаниях, играх. Только в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только так можно оказывать на ребёнка моральное, нравственное, развивающее и лечебное влияние, которого вы не добьётесь никаким другим способом.

На самых ранних этапах развития речи взрослые должны время от времени подходить к ребёнку, говорить с ним, слушать его и показывать, что слушают с удовольствием. Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту малыша. Родительская любовь – ключ к созданию нерасторжимых уз между взрослым и ребёнком. Её влияние огромно на формирование нервных связей.

У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова, — нужно бить тревогу. После полутора лет у него в норме появляются двухсложные предложения: «Мама, дай. Папа, би-би.» Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза, появляются многосложные предложения. Ребёнок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В 3 года он должен правильно произносить большинство звуков речи.

Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, мышления, слуха – основная задача родителей.

 Ребёнку 2 года. Поступление в детский сад.

Что должен знать родитель, отправляя ребёнка в дошкольное учреждение? За несколько месяцев до этого его необходимо психологически подготовить. Придя в первый раз в детский сад, малыш испытывает огромный стресс и глубокое эмоциональное напряжение, которое необходимо как можно быстрее помочь ему преодолеть. Объясните ребёнку, что он подрос и скоро пойдёт в детский садик, где у него обязательно будет много друзей, с которыми он сможет играть. Желательно почаще прогуливаться около детского сада, наблюдая за гуляющими детьми и обращая внимание ребёнка на наличие игрушек, подвижных игр.

Малыш перед поступлением в детский сад должен уметь:

— держать ложку и самостоятельно владеть ею (т.е. уметь есть), пить из чашки;

— владеть простейшими гигиеническими навыками: сам умываться, мыть руки, пользоваться горшком, а лучше унитазом;

— самостоятельно одеваться и раздеваться, знать свои вещи;

— владеть небольшими навыками лепки, рисования, конструирования.

Если ребёнок пользуется пустышкой или бутылочкой, необходимо постепенно отучить его от них, в детском саду это не приветствуется. Пустышка – разносчик инфекции – способствует развитию неправильного прикуса у детей, что ведёт к проблемам развития речи и неправильному произношению звуков.

                                             Творческое развитие ребёнка

Формирование внимания, памяти, воображения, мышления, усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев рук способствуют развитию речи. Ведь всем известно, что ум находится на кончиках наших пальцев.

 Лепка

Купив малышу пластилин или глину, дайте ему потрогать их на ощупь. Начните лепку с колбаски, блинчика, колобка. Постепенно расширяя кругозор ребёнка, усложняйте лепку.

Рисование

Приобретите краски, кисти, альбом. Сначала сами нарисуйте незатейливый рисунок, затем предложите сделать это малышу. С каждым нанесением краски на лист бумаги хвалите его, старайтесь найти в рисунках похожие предметы, учите различать цвета, ассоциируйте их с определёнными предметами (небо – синее, трава – зелёная, солнце – жёлтое)

Конструирование

Купите строитель, состоящий из различных геометрических фигур. Из нескольких кубиков постройте мост, или гараж для машины, или домик для куклы, тем самым заинтересовав ребёнка. Главное – вызвать интерес у ребёнка и дать ему возможность самостоятельно что-нибудь построить.

Работа с разноцветной пирамидкой

Покажите, как играть с пирамидкой, поясните, что насаживать кольца на её штатив нужно медленно, желательно с рифмовками, чтобы было интересно, занимательно и поучительно.

Играя в пирамидку, ребёнок развивает мелкую моторику, усидчивость, память, мышление, фантазию, координацию, усваивает понятия больше – меньше, учится различать и узнавать цвета. Собирая пирамидку можно использовать рифмовку.            

Пирамидку соберём,                        Вот зеленое колечко,

Дружно все цвета найдём,              Как трава растет у речки.

Голубое кольцо,                                 Желтое кольцо,

Как небо ясное оно.                          Как солнце светит нам в окно.

Красное колечко,                               Белое кольцо,

Как жар из нашей печки.                 Как на небе облако оно.

Упражнения и игры

Вступая в игру, ребёнок не только развивает свою фантазию, но и расширяет словарный запас, формирует кругозор, используя подручные предметы, развивает внимание и память.

Ребёнок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения – из одного элемента, потом более сложные.

Сначала покажите упражнения и объясните, как их делать, потом выполните их вместе с ребёнком, называя действия. Затем предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно, без вашего участия.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребёнка. Наступит день, когда он сам назовёт вслед за вами много раз повторённое слово. Начните с простых инструкций:

— пройди прямо от стола к двери; обойди вокруг стула; встань на скамейку, лестницу.

Понаблюдайте, насколько правильно ребёнок выполняет простые инструкции: шаг на месте, на носочках, пяточках.  Примерные задания:

— пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребёнок должен шагать в заданном ритме);

— выполняй команды:

Руки вперёд, в стороны, вверх, вниз;

Левую руку влево, правую руку вправо;

Левую руку на бок, правую – на голову;

Правую руку вперёд, левую – приставить.

Нарисуйте, приклеив на листе бумаги в хаотичном порядке разноцветные мячики, ребёнок касается по очереди каждым пальцем по нарисованным мячикам и проговаривает:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, синий, голубой –

Не угнаться за тобой!

Если ребёнок не запомнил слова или плохо говорит, ему надо помочь. Например, на одной стороне нарисовать разноцветных человечков (красного, синего, жёлтого, зелёного), на другой домики таких же цветов, карандашом или красками изобразить разноцветные лабиринты от человечков к домикам.

Дайте ребёнку задание: «Помоги красному человечку дойти домой по своей красной тропинке» (так с каждым разноцветным человечком). Ребёнок, проводя пальцем по лабиринту, проговаривает: «Я веду домой зелёного (или другого) человечка».

Другой вариант: ребёнок сам ведёт карандашом или ручкой разноцветного человечка домой. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движения, малыш учится владеть кистью, карандашом, закрепляет основные цвета.

Народные потешки, замечательные стихи А. Барто и З. Александровой – огромный вспомогательный материал для развития речи малышей.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи. Перечислим их ошибки:

— нечёткое произнесение шипящих фонем [ш, ж, ч, щ];

— замена их свистящими [с, з] касса (каша), сапка(шапка), зук (жук);

— пропуск звука: апка (шапка), ук (жук);

— пропуск и искажение звуков [р, л]: ак (рак), ыба (рыба);

— замена их звуками [л, в, j]: йак (рак), лабота (работа), колова (корова), ампа (лампа);

— пропуск звуков [c, з, ц]: амок (замок);

— замена их на звук [ф]: фабака (собака;, [з] на [в]: вамок (замок); [ц] на [т]: тветок (цветок);

— пропуск звуков [г, к, х]: леб (хлеб, ром (гром);

— замена их на звуки [т, д]: тлеб (хлеб), тоска (кошка).

Заботиться о современном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни, развивая его слух, внимание, двигательные умения, разговаривая и играя с ним.

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

 

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

  1. ahsites говорит:

    Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

  2. protabletky.ru говорит:

    Дети научились употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних животных; дети правильно соотнесли картинки домашних животных с их детенышами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *