Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
«… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна зона мозга»
(М.М.Кольцов).
Проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Важно развивать мелкую моторику рук с самого раннего возраста – ведь центры, отвечающие за речь и движения пальцев в головном мозге, расположены рядом. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь.
Чтобы заинтересовать ребенка, важно превратить занятия в увлекательную игру, тогда ребенок будет с радостью выполнять полезные упражнения.
Дома родители могут увлечь ребенка различными играми, которые будут способствовать становлению полноценной мелкой моторики рук.
Этому поможет рисование, занятия лепкой из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут так же пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, раскрашивание, завязывание узелков, шнуровка, игры с крупой, угадывание мелких предметов на ощупь, игры с прищепками.
Обведение любых трафаретов полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку полезно штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Полезно так же штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, подходят для этого формочки для приготовления печений.
Для детей от 1 года до 3 лет лучше всего подходят шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Для четырехлетнего ребенка задание следует усложнить. Проткните шилом дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком- либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет узор с помощью толстой иглы и толстой яркой нитки.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки и т. п.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты.
С трех лет можно учиться вырезать ножницами, главное, чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из все тех же цветных журналов.
Лепить из пластилина можно начинать уже в два года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики, режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Если пластилин, по какой – то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно раскрасить красками.
Если ваш ребенок неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно.
Для развития мелкой моторики рук детей полезно играть прищепками.
Используются пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. В игре прищепки превращаются в различных животных и птиц, помогая развивать не только мелкую моторику, но и закреплять сенсорные навыки, пространственные представления, развивать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза, коммуникативную функцию речи, воображение. Из прищепок можно построить цветной заборчик, прикрепляя прищепки к полоске картона, прицепить хвостик рыбке, дождинки тучке, ушки зайчику, крылышке стрекозе. Для детей 5- 6 лет можно дать задание прикрепить прищепку на начало, середину или конец слова, определяя место звука в слове или составить схему слова, используя для этого красные, синие и зеленые прищепки.
Развитие мелкой моторики рук детей
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.