Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки.  При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.  Формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

 Игр и упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия у детей.

Игра для детей —  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия,  способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

 I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На  первых занятиях  детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).
1.Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания.
2.Игра «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

II этап работы

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

  1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал»Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
  2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
  3. Игра « Узнай по голосу»Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
  4. Игра «Три медведя»
    Ход игры:взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом». Затем педагог показы следующее слово  и т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

  1. Игра «Хорошо послушай»Взрослый дает ребенку два круга – желтый и синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
    Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
  2. Игра « Добавим и запомним»Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием:Даша, ваша, каша.  Затем первое слово отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша / каша, Паша, наша и т.д..
  3. Игра «Найди пару»
    Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап работы

На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, СО-СО-СО-ЗО, ЗУ-ЗУ-СУ-СУ.

  1. Игра «Живые слоги»Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем педагог попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Педагог объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук […]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук, например —  [У]: у, п, у, к, в, у, у…

3.Игра «Выбери слово»  Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

 

  1. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый,  все довольны.

Так приятен он на вкус и зовут его — … (арбуз)

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.

  1. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого  звука.

  1. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
    6. Игра «Назови по порядку»Педагог называет слово целиком, а ребёнок произносит слово, деля его на звуки :РАК – Р, А, К.
  2. Игра «Собери слово»Произносятся слово по звукам, например: К, О, Т, дети называют слово целиком —  КОТ.

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

 

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

57 комментариев: Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

  1. The Long Dark dlL Download говорит:

    You can definitely see your skills in the work you write. The world hopes for even more passionate writers like you who are not afraid to say how they believe. Always go after your heart.

  2. 메이저사이트추천 говорит:

    thoroughly mixed. Promotional merchandise is a great approach to advertise your organization.

  3. nha thep tien che говорит:

    I think this is a real great article post.Thanks Again. Really Great.

  4. Thi cong nha khung thep говорит:

    or maybe guest writing a blog post or vice-versa? My website goes

  5. Monster cock porn videos featuring nude guys who have the biggest dicks in the world. The girls are amazed on Big cock porn. Hot girls love big-cock more than pussy-licking. Horny big-cock porn videos will end up with unrestrained cumming.

  6. 토토사이트 говорит:

    Its hard to find good help I am forever saying that its difficult to procure quality help, but here is

  7. 토토사이트 говорит:

    I truly appreciate this blog article.Thanks Again. Cool.

  8. to get more information говорит:

    That is a great tip especially to those fresh to the blogosphere. Brief but very accurate info Many thanks for sharing this one. A must read article!

  9. 야마토카지노 говорит:

    The text is promising, will place the site to my favorites..!

  10. visit website говорит:

    So great to find somebody with some unique thoughts on this issue.

  11. 먹튀 검증 говорит:

    This actually answered my drawback, thanks!

  12. vnzh v rf говорит:

    your website, how can i subscribe for a blog website? The

  13. xlxx говорит:

    Really informative blog.Much thanks again. Really Cool. free sex gifs

  14. Barsala apartments говорит:

    Thank you ever so for you blog.Really thank you! Great.

  15. Order hang authentic говорит:

    when i was when i was still a kid, i was already very interested in business and business investments that is why i took a business course**

  16. Mlb Odds говорит:

    that hаА аЂаve you feeling the most c?mfаА аБТ•rtable an?

  17. Way cool! Some extremely valid points! I appreciate you penning this write-up and the rest of the site is also really good. http://bit.do/psu-job

  18. home improvement говорит:

    you have to manually code with HTML. I am starting a blog soon but have no coding

  19. Kasauti Zindagi Ki говорит:

    Perfectly pent content, Really enjoyed reading through.

  20. yay google is my queen helped me to find this outstanding internet site !.

  21. 먹튀폴리스 говорит:

    Im grateful for the article post.Really looking forward to read more. Cool.

  22. 메이저사이트 говорит:

    Major thanks for the blog.Really thank you!

  23. 먹튀검증업체 говорит:

    writing like yours these days. I truly appreciate individuals like you! Take care!! Feel free to visit my blog post aarp life insurance

  24. tribune world news говорит:

    I surely did not realize that. Learnt a thing new nowadays! Thanks for that.

  25. renovation waste removal говорит:

    I value the article post.Thanks Again. Much obliged.

  26. yarrak2018 говорит:

    Hi, Neat post. There’s a problem together with your site in internet explorer, could check this… IE still is the marketplace chief and a big portion of other folks will leave out your fantastic writing because of this problem.

  27. For all the guys/girls with mommy issues. Enjoy watching hot nude sex clips featuring hot mothers. Hot horny mommy is waiting for a young dick to penetrate her whorish vagina. Turned on mommy porn videos involve teenaged boys with huge beaver bashers.

  28. 야마토게임 говорит:

    Just Browsing While I was surfing yesterday I noticed a great post concerning

  29. Very good blog article.Much thanks again. Want more.

  30. 먹튀검증 추천 говорит:

    Usually I don at learn post on blogs, but I wish to say that this write-up very forced me to take a look at and do it! Your writing taste has been surprised me. Thank you, very great post.

  31. weight loss journey говорит:

    Simply a smiling visitant here to share the love (:, btw outstanding design. He profits most who serves best. by Arthur F. Sheldon.

  32. 토토사이트 говорит:

    There is certainly a great deal to learn about this issue. I really like all of the points you ave made.

  33. 메이저 사이트 говорит:

    Muchos Gracias for your blog post.Really looking forward to read more. Want more.

  34. 먹튀검증 사이트 говорит:

    post is pleasant, thats why i have read it fully

  35. 먹튀폴리스 검증 говорит:

    That is a very good tip particularly to those new to the blogosphere. Simple but very accurate info Appreciate your sharing this one. A must read post!

  36. 메이저사이트추천 говорит:

    This is one awesome article post.Really thank you!

  37. 베트맨 говорит:

    Wow! This can be one particular of the most useful blogs We have ever arrive across on this subject. Basically Excellent. I am also a specialist in this topic so I can understand your hard work.

  38. porno izle говорит:

    you’re truly a just right webmaster. The site loading pace is amazing. It sort of feels that you are doing any unique trick. Moreover, The contents are masterpiece. you’ve done a wonderful activity on this subject!

  39. StevEndaws говорит:

    Generic Lasix Buy generic levitra 40 mg Viagra Ayuda Al Corazon Get Viagra Fast

  40. 파워볼게임 говорит:

    Wow, great article post.Really thank you! Really Cool.

  41. AustWoumn говорит:

    Amoxicillin For A Sinus Infection cialis 5 mg best price usa Zithromax Tri

  42. free porn говорит:

    Very soon this site will be famous among all blogging and

  43. Approved CBT говорит:

    very few web sites that take place to become detailed beneath, from our point of view are undoubtedly very well really worth checking out

  44. Yeah ! life is like riding a bicycle. You will not fall unless you stop pedaling!!

  45. This site truly has all the info I needed concerning this subject and didn at know who to ask.

  46. Just Browsing While I was browsing yesterday I noticed a great post about

  47. for more details говорит:

    I went over this site and I believe you have a lot of great information, saved to my bookmarks (:.

  48. homestay melaka говорит:

    indeed, as bryan caplan suggests, in the past the zeal of an insurer to guard

  49. MRP75 говорит:

    Say, you got a nice blog article.Thanks Again. Cool.

  50. sunshine city quan 7 говорит:

    Muchos Gracias for your post.Thanks Again.

  51. audacious hearing aids говорит:

    I think this is a real great blog post.Really looking forward to read more. Really Great.

  52. aeron carbon chair говорит:

    This content has a lot of great information that is apparently intended to make you think. There are excellent points made here and I agree on many. I like the way this content is written.

  53. low back office chair говорит:

    Looking forward to reading more. Great blog article. Much obliged.

  54. The strategies mentioned in this article regarding to increase traffic at you own webpage are really pleasant, thanks for such fastidious paragraph.

  55. el negocio de las apps говорит:

    Well I really enjoyed studying it. This subject provided by you is very helpful for proper planning.

  56. interior fitout sydney говорит:

    technique of writing a blog. I saved it to my bookmark webpage list and

  57. I think this is a real great blog post.Really thank you! Really Cool.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *