Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие»
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка. Одни и те же звуки совершенно по — разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный в конце слова? И так далее. Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического восприятия:
— недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
— недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
— глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить звуки из состава слов, определить последовательность звуков в слове. Наряду с нарушениями звукопроизношения у детей наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко – слоговой состав слова, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Дети с недоразвитием фонематического восприятия испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме.
На занятиях по формированию фонематического слуха и восприятия необходима зрительная опора и игровая ситуация, так как она способствует развитию фонематических процессов, а так же высших психических функций в интересной, доступной и понятной детям игре.
Игры для формирования фонематических процессов.
«Заколдованное слово»
Ведущий – взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это
объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно – ролевая, причем взрослый как единственный грамотный, всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены слова. Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Начинают с трех – четырех звуковых слов.
«Чудо – дерево»
Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
«Лото»
Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4 -6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук.
Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
«Цепочка»
Ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Так составляется цепочка слов. (Автобус – сани – иголка – артист…)
«Живые звуки»
Предлагается поиграть в игру «живые звуки». Один ребенок звук «С»,
другой «О», третий – «К». Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?