Развитие фонематических процессов (Консультация логопеда родителям)

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие»

С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка. Одни и те же звуки совершенно по — разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный в конце слова? И так далее. Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

     Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического восприятия:

— недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

— недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

— глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок  практически не может выделить звуки  из состава слов, определить последовательность звуков в слове. Наряду с нарушениями звукопроизношения у детей наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать  и узнавать фонемы на слух,  анализировать звуко – слоговой состав слова, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении  письменной речью. Дети с недоразвитием фонематического восприятия  испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме.

На занятиях по формированию  фонематического слуха  и восприятия необходима зрительная опора и игровая ситуация, так как она  способствует развитию  фонематических процессов, а так же высших психических функций  в интересной, доступной и понятной детям игре.

                    Игры для формирования фонематических процессов.

«Заколдованное слово»

Ведущий – взрослый  рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это

объяснить. Как только звуки  слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная  сюжетно – ролевая, причем взрослый как единственный грамотный, всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников  представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка;  именно тогда и могут быть спасены слова. Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Начинают с трех – четырех  звуковых слов.

«Чудо – дерево»

Украсить дерево игрушками,  картинками,  в названии которых имеется соответствующий звук.

   «Лото»

Детям раздаются цветные кружки  и карточки с изображением 4 -6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук.

Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

  «Цепочка»

Ведущий называет слово.  Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Так составляется  цепочка  слов. (Автобус – сани – иголка – артист…)

   «Живые звуки»

Предлагается поиграть в игру  «живые звуки».  Один ребенок звук  «С»,

другой  «О»,  третий – «К». Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся,  и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним.  В какой последовательности  должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово?  Какое слово получилось?

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.