Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.
А в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд проблем:
— Отсутствие у детей представлений об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
— дети не умеют понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
— не понимание ребенком эмоционального состояния, переживания, личностных особенностей другого человека;
Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.
К сожалению, большая часть детей дошкольного возраста испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства и реализуется, как разрушительная активность. Дети грубо разговаривают с родителями; взрослым говорят «ты»; не умеют играть друг с другом, часто ссорятся. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.
При организации воспитания первоначальных представлений социального характера существуют следующие недостатки в условиях:
— отсутствие единства требований воспитателей и семьи;
— недооценка родителями важности эмоционального интеллекта, его игнорированию ведут к возрастанию числа эмоциональных взрывов и конфликтов;
Таким образом, для дошкольников важно научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их — значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми, для этого важно заниматься развитием эмоционального интеллекта. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.
Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.
По материалам сайта: http://www.maam.ru/
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад №14 «Звездочка» Сорокина К.Е.