Пути коррекции просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношение, голос, темп, тембр, дыхание), обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.

Коррекционная работа с детьми по формированию просодической стороны речи должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Упражнения для развития длительного плавного выдоха.

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Сила голоса – это умение управлять голосом,  делая переходы от громкого звучания к тихому  и наоборот.  Основная задача в работе над силой голоса –  это сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

  • произнесение изолированных гласных звуков, согласных ( шепотом, тихо, громко);
  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости;
  • выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста;

Упражнения для развития силы голоса

  • «Певцы» (пение гласных звуков).
  • «Паровозик» (пение гласного — у -, далеко — близко).
  • «Учим мишку петь» (гласные звуки).
  • «Строим домик» (тук – тук — тук).
  • «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та — да).
  • «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у)
  • «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша?»
  • «Забиваем гвозди». (Произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га — ган).
  • «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
  • «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу весёлым, радостным голосом).
  • Проговаривание междометий: «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).                                  

Если прислушаться к речи окружающих и своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос  отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне, затем опять повышается, падает. Этот процесс происходит не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним и низким называется гибкостью голоса.

Упражнения для развития высоты голоса

—  Произнеси:  «Кто сидел на моем стуле?»  так, как это сказал  бы Михайло Потапыч,  Настасья  Петровна,  Мишутка.

—  Послушай, и покажи, кто так голос подает: кошка или котенок, собака или щенок, корова или теленок?  (Му- высоким голосом, му – низким голосом. Мяу. Ав.)

— Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и детеныши (У – большой пароход, низкий голос; У – маленький пароход, высокий голос).

—  Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом спуститься. Когда голос поднимается по ступенькам, он повышается и становится тоньше, а когда спускается наоборот ниже.

—  Покажи, как укачивают куклу: А —  А – А – А

—  Покажи, как стучат часы: тик – так, тик- так…

— Покажи, как звенит колокол: динь – дон…

Темп —  это средство художественной выразительности, придающее речи живость, динамику, богатство выразительного звучания. Это умение быстрого (торопливого) проговаривания слов, в среднем темпе, до медленного.

Упражнения для развития умения пользоваться  разным темпом речи.

— Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно и говорит спокойно, в средне темпе.

Черепаха ползает медленно и говорит очень медленно.

Заяц бегает быстро и говорит очень быстро.

Послушай предложение, угадай, как я говорю, и подними соответствующую картинку.

— Послушай внимательно предложение и повтори его за мной точно так же.

« Весной тает снег, и бегут ручьи» (норма).

«Самолет построим сами и помчимся над лесами» (быстро).

«Улитка носит свой домик на спине» (медленно.)

Ты будешь читать стихотворение, как увидишь карточку с зайцем, читай быстро; увидишь черепаху – читай медленно; а если ежа – читай нормально, спокойно.

С  помощью интонации предложениям  придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально – смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость).

Упражнения для тренировки интонационной выразительности речи

Произнеси громко, четко, не торопясь: «Новые тапки у моего Потапки»

— с вопросительной интонацией,  с восклицательной интонацией

— как робот

— по секрету (шепотом)

— напевая слова рифмовки

— медленно (улитка), быстро (ежик, заяц)

—  низким голосом (мишка), высоким голосом (мышка)

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *