Мир природы удивителен и прекрасен.
Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И потому в этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое, холодное, а летом – жаркое), а луна – не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг — желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой — рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша.
Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!
1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
3. Учите детей правильному общению с живыми существами.
4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
7. Учите исправлять свои ошибки.
8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
10. Разучите пословицы:
• Много леса – не Руби, мало леса – Береги, нет леса – Посади.
• Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.
• Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пустоту.
• Добрые дела целыми веками живут.
• Доброе дело веками, помнится.
• Доброму, везде добро.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Добро помни, а зло забывай.Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
16. Поощряйте экспериментирование детей.
17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
Воспитатели подготовительной группы №2: Колмакова А.В., Белоногова Е.Н.