- Различные нарушения слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) — возникают проблемы и с речью.
- Анатомические особенности челюстно – лицевого аппарата
- Длительное сосание пальца или соски — пустышки
- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребность в речи.
- Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
- Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
- Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, особенно до 3 лет, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно в период родов или в первый год жизни). Частые болезни, инфекции.
- Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
- Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
- Алкоголизм родителей.
- Двуязычие в семье.
- Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
- Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно «гулить»; он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
- Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач. Если ребенок не выполняет простые просьбы, не отзывается на свое имя, не появилось ни одного слова (звукоподражания – имитация голосов животных в этом возрасте считается словами).
- Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
- Если в 1,5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Показать где мишка? Где глазки? Где киска?), не называет и не зовет близких людей.
- Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку), не произносит шесть осмысленных слов.
- Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
- Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
- Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
- Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, сбивчиво, глотает окончания слов, проглатывает слоги и целые слова (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
- Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз, лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
- Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
- Ритмы речи и дыхания ребенка, когда он говорит, явно не совпадают (создается впечатление, что малыш задыхается).
Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, рассосутся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр)/
Учитель-логопед МКДОУ Подкорытова Н.П.