Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.
Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе «Детство» (Т.И. Бабаева)
Удовлетворять потребность малыша в движении;
Формировать положительный эмоциональный настрой;
Побуждать детей к активной речи.
Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Яркое улыбающееся солнышко, расположенное на стене, поднимает настроение.
Здесь располагаются индивидуальные шкафчики. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят.
Зона двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.
Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль!.. Поэтому наша зона «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков.
В этой зоне собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); Сделано дорожное полотно для легковых автомобилей.
Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Игровой центр «Жилая комната».
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
Дидактические игры, НОД по сенсорному развитию в зоне сюжетно-ролевой игры «Дом-Семья» проводятся с наборами посуды основных цветов, прихваток и фартуков, постельного белья для кукол .
Игровой центр «Парикмахерская».
В игровом центре «Парикмахерская» дети знакомятся с профессией парикмахера, с правилами поведения в парикмахерской. «Парикмахерская» оснащена игровыми материалами:
фартуки, пелеринки (красная и синяя, зеркало, флаконы для мальчиков и девочек, расчески, , заколки, банты, игровой набор «Парикмахер», фотоальбом причёсок для девочек и мальчиков. В игре используются предметы-заменители (например, в качестве машинки для стрижки волос – деревянный брусок).
Дидактический стол.
Дидактический стол является частью развивающих игр. Используется для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.
Для знакомства детей с домашними животными и их детенышами создана игровая зона «Домашняя ферма», где дети, играя с игрушками – животными (кошка, котенок; корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; свинья, поросенок; коза, козленок) упражняются в звукоподражании, учатся называть и сравнивать их по величине.
Таким образом, наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.
Воспитатели 1 младшей группы Чеканина И.И., Клименко А.Ю.