У вас растёт ребёнок. И, конечно, вы пристально следите за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным. Вы учите ребёнка, начиная с момента рождения (путём показа действий с предметами, подсказывания сюжетов игр ответов на вопросы, помощи в рисовании и т. д.). Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития становятся необходимыми систематизированные и обобщённые знания, т.к. интересы детей расширяются, мышление становится более обобщённым, глубоким и последовательным.
Любых родителей, конечно, волнует вопрос: а достаточно ли для своего возраста развит их ребёнок, можно ли это проверить? Но дети разные и семьи разные, условия разные. Трудно дать общий рецепт оценки интеллекта детей, он тоже проявляется по — разному. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Значительно важнее не сами знания, а то, как ребёнок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.
Степень любознательности, умственной активности дошкольника — один из важнейших показателей его умственного развития. Одного количества задаваемых вопросов недостаточно. Очень часто ребёнок спрашивает не потому, что чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним. Что касается проявлений умственной активности в собственных рассуждениях ребёнка, то здесь опять следует отличать встречающуюся у некоторых детей бездумную болтливость от подлинных попыток строить догадки об окружающих явлениях. Не беда, если рассуждения ребёнка даже при этом условии часто бывают неверны и приводят к неоправданным выводам — он ещё слишком мало знает и слишком привык свободно фантазировать. Главное не выводы, а само стремление понять. То же можно сказать о детском экспериментировании: важно само стремление «попробовать», провести опыт.
Когда ребёнок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления, полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы.
У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны, они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами. При хорошем развитии ребёнок строит развёрнутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы, придавая им игровое значение. Замыслы ребёнка достаточно устойчивы, они дополняются и обобщаются в ходе самой игры.
Было бы ошибочно считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своей деятельности. В зависимости от многих причин и от условий воспитания один ребёнок больше увлекается играми и рисованием, другой – конструированием; один интересуется машинами, а другой – животными и растениями. И, конечно, проявление умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребёнка. Мы предлагаем следующие игры: « Лишнее слово». Цель игры: развитие мышления. « Выполни движение» Цель: развитие внимания. « Сравни предметы» Цель: развитие внимания, мышления.«Решение логических задач» Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.. и.т.д.
Нужно иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных качеств указать трудно, т.к. дети обладают разными темпами развития. Обычно темпу развития придают весьма большое значение. И это , безусловно, оправдано, когда речь идёт о задержках- ребёнок вовремя не переходит к сюжетной игре, не овладевает сюжетным рисованием, не усваивает простейших математических представлений и т.д.Причины могут быть как в области условий и особенностей воспитания, так и в области дефектов мозга и нервной системы.
Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребёнок сам неведомо как грамотой, математикой. Однако на самом деле его всему этому учат взрослые. Конечно у разных детей разный уровень обучаемости, и то, что один ребёнок схватит с полунамёка, потребует от другого длительных усилий.
Итак, любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами детской деятельности и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития дошкольника. Следует помнить, что умственное развитие тесным образом зависит от условий воспитания и обучения ребёнка и изменяется с изменением этих условий.
У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей – всячески способствовать их реализации, не нарушая гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.
Воспитатели подготовительной группы: Горбунова Ю.Ю.
Черепанова Л.А.
Литература: Диалоги о воспитании. Книга для родителей. Под редакцией В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. М.: Педагогика, 1985.