«Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста»

Развитие речи дошкольниковпроисходит в течение нескольких возрастных периодов.

Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем:

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно — мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. 

К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. 

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам говорят много и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часть в слове произнесены неправильно.

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражают  успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием, а лишь по-особому звучит. В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек».

К 5-ти годам ребенок уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. .В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются  антонимы, синонимы, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения ребёнок, встречаясь с историческими чередованиями звуков в словах (например: косил – кошу, гость — гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу), может допускать ошибки в произношении этих слов.    Фонематическое восприятия и слухо — произносительная дифференциация свистящих, шипящих, свистящих — шипящих и сонорных звуков сформирована еще недостаточно. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место звука (вначале, в середине и в конце) в слове.  Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

          На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и  может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина;  одежда, обувь зимняя и летняя).  Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия совершаемые с ними.  Связная речь    на седьмом году  ребенка становится  все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.  При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.  В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения.  Для связи простых предложений они используют соединительные,  разделительные и противительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети  правильно согласовывают между собой слова (например,  имена существительные и прилагательные в роде и  числе), правильно употребляют падежные окончания. Трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных, например,  пальто.  Однако  дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия дают описание его, используют родовые понятия (дерево, вместо  дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части  речи. 

Даже к моменту поступления в школу речь ребенка еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. 

Произносительная сторона речи  ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации  может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи  с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами  выразительности (вопросительной, восклицательной, повествовательной интонацией).  Ребенок подготовительной группы, если он посещал детский сад,  имеет достаточно развитое фонематическое восприятие. У  него приобретаются  навыки   звукового анализа слов, умение  выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-Ж (отличаются работой голосовых связок); С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличаются местом образования) ; Т-Ц, С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличаются способом образования).

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.  Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как  С-Ц, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, звуков Л — Р, свистящих и шипящих: С-Ш,   СЬ-Щ,   З-Ж,  Ц-Ч.

   У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение  звуков  (чаще  звуков  Л и Р ), нечеткое  или невнятное произношение слов  (особенно часто наблюдается при  ускоренной речи), неточное употребление в слове  ударения , неправильное использование интонационных средств выразительности.

В период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Некоторые дети путают правую и левую стороны, неправильно употребляют предложные конструкции, означающие пространственные отношения, зеркально изображают буквы, пытаются писать, и читать справа налево.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.