Основные виды дефектного звукопроизношения
Дефекты в произношении звуков речи внешне могут проявляться в следующих вариантах:
1. В полном отсутствии звука (например, Р или Л) в речи ребенка. В этом случае ребенок говорит УКА вместо РУКА или ОЖКА вместо ЛОЖКА.
2. В полной и устойчивой замене одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться звуком Л или звук Ш звуком С. В этом случае ребенок говорит ТЛАВА вместо ТРАВА и САПКА вместо ШАПКА, однако эти замены наблюдаются в уже более позднем возрасте.
3. В искаженном произношении звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его дефектно. Сюда же относятся и «хлюпающее», «межзубное» и прочее неправильное произношение звуков.
Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию», поскольку он уже с самого начала бывает вызван патологическими причинами, а не возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка.
Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определенного возраста
( до 5- 6 лет) можно считать только полное отсутствие звука, его замену другим полноценным звуком и смешение в речи какой — то пары правильно произносимых звуков. Но после 5- 6 лет любое неправильное звукопроизношение перестает быть «нормой» и переходит в разряд патологии.
Как видим, становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. А это значит, что ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков речи. Итак, уже сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.
Как же протекает овладение правильным звукопроизношением в норме?
Каковы же основные признаки нормального становления звукопроизношения, которые не должны вызывать у родителей тревоги?
Во- первых, некоторые звуки в этот период могут полностью отсутствовать в речи ребенка. В этих случаях он говорит, например, УКА вместо РУКА или УНА вместо ЛУНА, и это вполне нормально!
Во- вторых, каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит последовательно как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.
Вот самые распространенные звуки — заменители для сложных по артикуляции согласных звуков:
С: ТЬ- СЬ (тянки – сянки);
Ш: ТЬ – СЬ – С (тюба – сюба, — суба);
Ц: Т – С (тапля — сапля );
Л: Й — ЛЬ (йампа – лямпа);
Р: Й – ЛЬ – Л (йиба – либа – лыба).
В — третьих, даже после овладения правильным произношением звука ребенок в течение некоторого времени неустойчиво использует его в своей речи. Вновь усвоенный звук нередко начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок иногда употребляет его вместо звука С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. В норме такое смешение звуков может продолжаться в течение 2-3 недель, после чего оно исчезает без специальной логопедической помощи.
Как видим, во всех этих трех случаях тот или иной звук или полностью отсутствует в речи ребенка или заменяется более простым по артикуляции, но правильно произносимым звуком. Это относится и к случаям смешения звуков, когда оба смешиваемых ребенком звука произносятся им правильно, не искаженно.
Такое несовершенное состояние звукопроизношения до определенного возраста
(до 5, реже 6 лет) свойственно всем без исключения детям, поэтому оно и получило название «детского возрастного косноязычия».
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он в полном смысле «ведет» за собой артикулирование, которое постепенно все более и более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с двухлетнего возраста, что позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3- 4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми людьми. Именно это и заставляет его подтягивать свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Поэтому очень важно давать ребенку правильный образец для подражания. Если такой образец в
виде правильного произношения всех звуков речи самими родителями имеется, то нормально развивающийся ребенок не позднее, чем к пяти – шести годам благополучно «выходит» из периода «возрастного косноязычия» без всякой специальной помощи.
Запись опубликована в рубрике
Без рубрики. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.