Основные различия между «детским возрастным косноязычием» и дефектами звукопроизношения

В основе  «детского возрастного косноязычия»  лежит чисто функциональная незрелость речевого аппарата ребенка, не позволяющая ему четко артикулировать звуки. При этом неправильность произнесения даже многих звуков  не огорчает ребенка и не вызывает у него неприятных переживаний, поскольку так же примерно говорят и все его сверстники.

И как только его речевой аппарат «дозреет», ребенок самостоятельно, без помощи специалистов овладеет правильным произношением всех звуков.

При «возрастном косноязычии» звуки могут либо отсутствовать, либо устойчиво заменяться другими правильно произносимыми звуками, либо смешиваться друг с другом (ребенок говорит то  «сапка», то  шапка).

Искаженного же звучания звука  (типа  «картавого»  Р или «межзубного» С) здесь не наблюдается.

Характерным признаком «возрастного косноязычия» является то, что оно   не задерживается после 5- 6 лет. Если  же такая задержка произошла, то в этом случае «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным» и переходит в разряд патологии. Эта задержка говорит о существовании  каких-то особых патологических причин, мешающих ребенку своевременно  овладеть правильным произношением звуков. Поэтому здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи. К тому же в этих случаях дети обычно уже начинают осознавать свой дефект, и в силу этого у многих из них появляются неприятные переживания: ребенок понимает, что его речь отличается от речи сверстников.

Однако и в возрасте до 5-6 лет наряду с «возрастным косноязычием» у детей нередко имеют место и патологические формы нарушения звукопроизношения. Они вызваны не возрастными, а патологическими причинами и как бы «накладываются» на  «возрастное косноязычие», сосуществуя с ним. Это выражается в том, что при имеющихся у ребенка звуковых заменах, употребляемые им звуки – заменители звучат искаженно.

Например, заменяя в слове  ШАПКА звук Ш на С («сапка»), ребенок произносит этот звук межзубно или  с боковым оттенком, что совершенно не характерно для нормы. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Этого не произойдет! Поэтому  нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

Говоря о дефектах звукопроизношения, нельзя не обратить внимания  еще на одно очень важное обстоятельство.

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать как самостоятельный дефект речи, либо как лишь один из симптомов какого-то гораздо более сложного речевого расстройства.

О дефектах звукопроизношения  как самостоятельном нарушении речи говорят тогда,  когда эти дефекты являются  единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же наряду с этим у него отмечается так же бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об  общем отставании  в его речевом развитии.

Чтобы получить представление о состоянии речи ребенка в целом, попросите его составить рассказ по картинке. Слушая этот рассказ, прежде всего, обратите внимание на наличие  или отсутствие у него  фразовой речи, которая в норме должна начать развиваться с полутора- двух лет.

Вот рассказ четырехлетнего мальчика по картинке «Зимние забавы», на которой  изображено множество разных  «происшествий»: «Зима. Снег. Дети.»

«Голка» (горка). Собака. Мальтик  (мальчик) упал».

Как видим,  фразовая речь у ребенка почти отсутствует, и поэтому он ограничивается простым называнием  предметов и явлений.

Здесь на первый план выступают уже  не дефекты в произношении звуков, а явное отставание в общем речевом развитии.

Важно проследить и за правильностью согласования слов в предложении, если у ребенка уже имеется фразовая речь. Например, пятилетний ребенок пересказал прочитанный ему рассказ следующим образом: «Совы живут на деревьев. Совенок выпал из дуба.  Пришли мальчики и его взяли домой…»

Здесь сразу обращает на себя внимание неправильность  употребления окончаний слов, что при нормальном ходе речевого развития  к этому возрасту уже не должно было бы иметь места.

Рассказ семилетнего мальчика о его выходном дне:  «Мылся.  Гулял. Поел и пошел гулять. Пришел домой и начал мыться.  Потом я стал есть…»

Здесь сразу бросается в глаза  однообразие предложений, состоящих к тому же из одних и тех же многократно повторенных слов  (мылся, гулял, пошел…).  Это говорит о крайней бедности словарного запаса ребенка.

Подобные примеры приведены с той целью,  чтобы родителям  и педагогам было понятно, на какие стороны речи детей  помимо состояния у них звукопроизношения нужно обращать самое пристальное внимание.

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.