Обучение ребенка звуковому анализу

Как обучать ребенка звуковому анализу слова.

Вашему ребенку скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить его к обучению грамоте. Можете воспользоваться традиционной методикой (звуковой аналитико-синтетический метод). Этот метод уже не одно десятилетие используется в школах и детских садах.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова.  Ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и полным звуковым анализом.

При недоразвитии фонематического слуха, ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…»
Дети, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов и подготовить его к обучению грамоте.

Звуковой анализ и синтез базируется на развитом фонематическом слухе, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи.  Поэтому прежде, чем приступить к  звуковому анализу и синтезу слова, необходимо работать над развитием фонематического восприятия, придерживаясь  в работе следующих этапов:

—  выделение звука из слова

—  определение первого звука в слове

— установление места звука (начало, середина, конец слова)

Помогут в этом следующие  игры:

  1. Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]:.

— на уровне звука: У, О, А, У, У, А, И, О…

— на уровне слога: КА, КУ, ПУ, СА, СУ…

— на уровне слова: ЛУК, ЛАК, СУП, КОТ, СТУЛ…

  1. Игра «Эхо».

— Послушай и повтори точно так же, как я:

ба-ба-па, ва-фа-фа, да-та-да, на-на-ма …

  1. Игра «Сигнальщики».

Подними синий кружок, если услышишь звук [п]:

— на уровне звука: П, Р, К, Т, П, Х, П, П, М…

— на уровне слога: КУ, ПА, ТУ, ПУ, ХА, МУ…

— на уровне слова: ЛУК, СУП, ПУХ, КОТ, ПОТ…

  1. Игра «Назови первый звук в слове».

— на уровне гласного звука: УУУСЫ, АВТОБУС, ОСЫ…

— на уровне согласного звука: МММАК, ХАТА, СОК …

  1. Игра «Отхлопай слово». (Деление слов на слоги.)

СА-ПО-ГИ, СА-НИ, СОК, СА-ПО-ГИ, СА-СО-КА,

СА-ЛО, КО-СЫ, СУП …

  1. Игра «Определение места звука в слове».

Где слышится звук [а] в слове МАК? (АРБУЗ, КУКЛА…). Чтобы ребёнок услышал заданный звук, нужно его выделить голосом и произнести более длительно, чем остальные звуки!

  1. Игра «Собери слово».

Приготовь ладошки, чтобы ловить звуки. Лови звуки: Д, О, М. Сложи из них слово. Какое слово получилось? Ребёнок должен догадаться и назвать слово ДОМ. Аналогично с другими словами из 3-5 звуков.

  1. Игра «Разбросай слово».

Взрослый называет слово КОТ (МАК, ДОМ, СУП и т.д.). А ребёнок показывает последовательно три пальца и называет соответствующие звуки: К, О, Т.

  1. Игра «Цепочка слов».

Какой последний звук в слове КОТ? Назови слово на звук [т]… Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

Игры должны проходить интересно, эмоционально. Вы должны помнить, что ребенок делает первые шаги к овладению звуковым анализом слов. Необходимо в игровой и занимательной форме вместе с ним выполнять упражнения на определение начальных и конечных звуков в словах, на подбор слов с тем или иным звуком.  Для выделения первого гласного оптимальной является такая позиция, когда данный звук – отдельный слог. Например: а – кула, о – кунь,  и – дут,  у – литка,  э – таж.

Для выделения конечных гласных звуков следует подбирать слова, в которых эти звуки находятся под ударением (гора, пишу). В такой позиции гласные звуки выговариваются четко.

Для  выделения  начального или конечного согласного звука целесообразно брать   слова типа: бровь, нос, палец, лоб, локоть, школьник.

И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — это звуковой анализ слова. Звуковой анализ —  это  определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального  обучении. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
При обучении навыкам звукового анализа слова необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно, и чтобы написание слова не расходилось с его произнесением.  Первоначально для анализа берут слова из трех звуков типа: МАК, затем из четырех звуков типа:  САНИ.

Обучение детей звуковому анализу слов —  это  особый мыслительный процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки. Ребенку необязательно называть количество звуков в слове. В процессе выделения отдельных звуков не следует требовать сразу дать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.).  Необходимо научить изображать слово с помощью звуковой  схемы при помощи кружков. Гласный звук изображают красным кружочком. Твердый согласный звук  синим кружочком, а  мягкий согласный  зелёным кружочком .

Обучая ребенка звуковому анализу слова, выделяя  последовательно каждый звук, нужно  многократно произносить слово с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жукк. Реально представить слово можно, составляя его звуковую схему.  Ряд клеточек под рисунком последовательно заполняются красными, синими и зелеными фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их фишками разного цвета (красной, синей, зеленой).

На занятиях дети должны слышать правильную, выразительную речь взрослых. Вслушиваясь в речь, ребенок узнает, что она состоит из предложений. Само понятие «предложение» воспринимается и осваивается чисто практически: «Послушай такое предложение…». С помощью взрослого ребенок делает важное «открытие» — предложение состоит из слов, их может быть два, три и больше (пока не следует давать для анализа слишком длинные предложения, а также состоящие из одного слова).

Итак, ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова могут делиться на слоги, а также на отдельные звуки. Теперь поговорим о том, как научить детей делить слова на слоги. Предложите ребенку внимательно посмотреть, как вы произнесете слово «мама». Спросите, заметил ли он, сколько раз при этом вы раскрыли рот. Теперь пусть он произнесет слово «папа», а вы посчитайте, сколько раз открыл рот он. Таким же образом «исследуйте» слова «молоко», «собака» и т. д. Ну а потом самое время рассказать «секрет» — сколько раз нужно открыть рот для произнесения слова, столько в нем и слогов. Потренируйтесь в определении количества слогов в словах, предложите игру «Кто внимательнее?» Познакомьте ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Существует  прием деления слова на  слоги при помощи  хлопков. На каждый слог надо хлопнуть в ладоши один раз.

Родителей интересует вопрос, нужно ли учить дошкольников читать, а если да, то, как правильно это делать. Прежде всего, необходимо помочь ребенку овладеть самим способом чтения слогов и слов. На начальном этапе обучения основное внимание нужно сосредоточить на том, чтобы не допустить так называемого «побуквенного» чтения (ребенок отдельно называет звуки, не происходит слияние их в слог). Ребенок должен учиться прочитывать обе буквы прямого слога в едином слиянии, открывая для этого рот один раз, т. е. в момент произнесения гласной. Стойкое и правильное, доведенное до автоматизма чтение слогов с определенным гласным звуком является основой для чтения простейших одно-двухсложных слов.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.