«Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием «информационное общество». Для такого общества характерно наличие единого мирового информационного пространства. Важную роль в нем играют коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде, являющейся неотъемлемой частью социальной среды. Подчеркивая существенные отличия процессов социализации детей в информационном обществе, ученые используют понятие «цифровое поколение».

          На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие компоненты: продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, зрелищные мероприятия, а также необходимо рассматривать информацию, полученную детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

         Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах.

         Как и почему информация может влиять на процессы развития и социализации детей дошкольного возраста? Прежде всего необходимо отметить , что принципиальная возможность развития ребенка в «здоровом направлении» тесно связана с удовлетворением одной из базовых потребностей — потребности ребенка в безопасности. А.Маслоу доказал, что в случае неудовлетворения потребности ребенка в безопасности, она (потребность) становится доминирующей, узурпирует «право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности». К потере ощущения безопасности может привести столкновение ребенка с информацией, которая вызывает у него страх, тревогу, негативные эмоции и переживания.

         Потеря дошкольниками чувства безопасности нередко становится следствием использования непродуктивных методов обучения в  общественном и семейном воспитании. Широко распространенные методы  ознакомления детей с различными категориями опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности, неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым.

         Угрозой для развития может стать не только характер, но и способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм, традиционных  способов проведения занятий в ДОО ребенку отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе  не развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безынтересной.

         Н.А.Лызь выделила четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека : ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду); обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности); личностно-развивающий (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).

            Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и для доступа их к информации, способствующей надлежащему развитию и воспитанию.  

           Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

           Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.

           Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.

           Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками.   Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.

           Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но  бездумное  его использование  может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.                                                                                                            

Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можнотолько через жестокость, агрессию и применение оружия.                                

 Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут

развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов

основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя». 

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка,

но  бездумное  его использование  может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.                                                                                                            

             Компьютерные  игры приносят не только вред, но и пользу.

Плюсы: развивают:

— логику, мышление

— память (все игры) ;

— внимательность, реакцию, сообразительность;

— знание иностранных языков;

— знание компьютера (все игры) .

Минусы: нередко приводят:

— к психическим расстройствам;

— ухудшению зрения;

— развитию жестокости;

— ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;

— игровой зависимости.

             Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за телевизором и компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером.       Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой — преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу

            Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией.

           Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний по информационной безопасности и педагогике. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

           Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.                       

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и

полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года

2. Тимофеева Л. Проблемы времени. Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста. «Дошкольное воспитание» 7/2019

Издательский дом «Воспитание дошкольника»

3. Житенева Ю.Ю., Колесникова Р.Р. «Дошкольник и компьютер» Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.