«Нетрадиционные техники аппликации».

 

Вид деятельности под названием «аппликация» известен давно. Аппликация (от лат. applicatio прикладывание)создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Аппликация одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге

получать творение, сделанное своими руками.Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Итак, аппликация:

— Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

— Развивает конструктивное мышление -зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

— Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если

помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

— Помогает выучить цвета и формы.

— Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную,

сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенныерастения, листья, семена и другие природные материалы.

Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности.

Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете

использовать в работе с детьми.

  1. Объемная аппликация из салфеток

«Пушистая аппликация»

Простой и доступный для любого возраста вид творчества.Такой видтворчества имеет ряд плюсов: возможностьсоздавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

2.Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки, яичная скорлупа.

  1. Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5- 7 лет могут усложнить технику: не

просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Это будет сделать проще, если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка.Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  1. Аппликация из ваты, ватных дисков, ниток и тополиного пуха

С помощью аппликаций из ваты, нитокили же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака –

простор для фантазии весьма широк. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазииувеличится в несколько раз.

5.Аппликация из ватных дисков очень интересный и доступный вид детского творческого. С помощью этого простого материала вы сможете вместе с малышом создавать настоящие шедевры. Для работы вам также понадобятся клей, краски, цветная бумага и фантазия.

6.Аппликация из конфетти

Описание работы:

  1. Нарисуйте, например, контур рыбки. 2.Предложите ребенку кисточкой нанести клей по всей поверхности рисунка.3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.4. Пусть ребенок стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист «вниз головой»).5. Вместе удивитесь возникшей перед вами яркой рыбке.Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

7.Аппликацией из крупы

Техника «посыпание» и техника «вдавливание».

Техника «посыпание»

Техника «посыпание» аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).

  1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок).
  2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самуюпростую аппликацию, например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном.

Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал.

Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д.

Техника «вдавливание»

  1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги
  2. Затем примазываем детали из пластилина, аккуратно разравнивая края.
  3. Предлагаем ребенку декорировать детали крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) вдавить их в пластилин.

8.Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрелааппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Если систематически их использовать в работе с детьми, томожно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно- эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Предлагаемые нетрадиционные техники могут быть использованы в работе с дошкольниками с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. Это мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления.

Подготовили воспитатели средней группы: Ионина Н.Н.,

Черепанова Л.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.