Ребенок с силой нажимает на клавиши в низком регистре:
— Это идет по лесу мишка косолапый.
А вот удары стали быстрыми и легкими:
— А это маленький медвежонок рядом бежит.
«Господи! Сумасшедший дом! Отойди сейчас же от инструмента. Займись чем-нибудь путным!». Такая, в общем-то, довольно естественная реакция родителей, может пагубно сказаться на желании ребенка фантазировать и творить.
Волшебная палочка детского воображения легко превращает стул в корабль, а пол — в бушующее море. Мы уже привыкли не падать в обморок, услышав рассказ сынишки о том, как легко он спрыгнул с пятого этажа. Ребенок не обманывает — он фантазирует, придумывает. Известный музыкальный деятель и педагог Борис Асафьев писал: «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим… Воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать творческие навыки».
Девочка разложила на полу разноцветные кубики и говорит, что это клумба:
— Не ходите! Помнёте цветы!
Малыш смотрит на облачное небо и зовет маму:
— Смотри! Это слон. Видишь, ноги и хобот? А вон там дерево, а под ним человек. В шляпе.
Удивитесь и пофантазируйте вместе с ним. Способность выдумывать — первый шаг к творчеству.
Одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей — музыка. Пожалуй, наиболее заметно индивидуальность ребенка выражается в песне.
Вы купили четырехлетнему малышу шпагу. Он гордо несет ее и поет. Слова и музыка — собственного сочинения.
Я иду на войну,
Смело я иду.
Всех врагов разобью,
Всех плохих врагов!
В ненастный день, когда у ребенка плохое настроение, он может пропеть печальную песню. Девочки иногда напевают песни для кукол собственного сочинения.
Все эти песенные импровизации надо всячески поощрять: просить снова спеть песенку, похвалить. Записать слова.
Малыши с удовольствием примут участие в диалоге, когда нужно не говорить, а петь, самому придумывая мелодию. Например:
— Где ты был?
— На улице.
— Что делал?
— Играл в снежки.
Конечно, дело это для родителей утомительное, но время от времени на такое стоит пойти.
Многие малыши, если их попросить, охотно придумывают слова к услышанным мелодиям. Мы предложили сорока ученикам первого и второго класса сочинить слова к мелодии русской народной песни «Осень» — и две трети из них захотели заняться сочинительством. Это была настоящая творческая импровизация. Вот, например, что придумала семилетняя Маша:
Дождь идёт на улице,
Холодно гулять.
Будем лучше дома
Весело играть.
А вот слова восьмилетнего Вити:
Ну и что ж, что дождик!
Он уже прошёл.
Завтра будет солнце,
Будет хорошо.
Хотя сочинять музыку к стихам несколько сложнее, малыши занимаются этим с неменьшим энтузиазмом. Если у вас дома есть музыкальный инструмент, хотя бы детский (лучше клавишный), то вы можете давать такого рода задания своему ребенку.
Важное средство творческого развития — подбор мелодии. Иногда родителям кажется, что ребенок, подбирающий какую-то знакомую простенькую мелодию, теряет время на пустяки, портит вкус. Это не так. Ребенок развивает творческие навыки, решая простые задачи Его импровизации проходят в рамках элементарной музыки. Видный музыкальный деятель Болеслав Яворский писал, что «…одной из главных задач при воспитании ребенка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности».
Еще одно направление творческого развития ребенка в музыке — подбор аккомпанемента. Сначала ритмического: например, малыш поет и одновременно ударяет в барабан, бубен или хлопает в ладоши. Потом — подбор мелодии или аккордов.
Дети, которые учатся играть на музыкальном инструменте, могут сопровождать своё или чужое пение, а также игру других детей, собственным аккомпанементом. Особенно любят дети аккомпанировать близким родственникам. Знаем семью, в которой восьмилетний мальчик сопровождает пение бабушки, исполняющей русские народные песни, игрою на баяне. Сначала аккомпанемент помогал подбирать папа, баянист-любитель. Но постепенно ребенок научился подбирать его сам.
Вот маленький композитор беспорядочно перебирает клавиши на клавиатуре. «Послушай, — остановите его. — Как будто птичка пропела. А это зайчик проскакал». Ребенок прислушивается: действительно, похоже. Он в восторге. Постепенно малыш начинает искать другие созвучия, другой мелодический рисунок, который передавал бы прыжки белки с ветки на ветку или был бы похож на колыбельную песню. Так ребенок начинает понимать, что музыка не набор нот, а отражение окружающего мира.
Есть немало способов поддерживать детское музыкальное сочинительство. Один из них — совместное творчество. От вас не потребуется особого владения инструментом. Вы начинаете придумывать мелодию на настоящем или детском пианино и просите детей продолжить ее. Наигрываете первые такты, давая толчок детской фантазии.
Дети мыслят образами. И они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к пьесам изобразительного характера, где образ, заложенный в музыке, выражен отчетливо. Иногда даже в названии пьесы.
Семилетняя Света, прослушав пьесу из «Детского альбома» Чайковского «Болезнь куклы», нарисовала куклу в кроватке с красным лицом («У нее высокая температура!») и маму с термометром в руке.
Шестилетний Максим на музыку Майкапара (пьеса «В садике») изобразил детей, играющих в песочнице.
Саша, девяти лет, прослушав пьесу Грига «В пещере горного короля», нарисовал суровое лицо, вырубленное в скале.
Детям, рисующим музыку, вы поможете разобраться в их ощущениях, если спросите: какого эта музыка цвета. Любопытно, что большинство из опрошенных нами учеников первого — третьего классов музыкальной школы, считают, что музыка Моцарта — синего или голубого цвета, а музыка Баха имеет оттенки от розового до малинового.
Движение как способ творческого стимулирования ребенка, широко применяется в вальдорфской педагогиге. Музыка тесно связана с движением. При этом далеко не всегда детям нужно что-то показывать. Они сами прекрасно ощущают характер музыки и соответственно двигаются. Под праздничный марш — бодро и уверенно. Под спокойную музыку — неторопливо, совершая мягкие движения. Под веселую — ритмично, с задором.
Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх (судит такие игры кто-то из взрослых). Кто лучше изобразит под веселую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание? Кто больше придумает танцевальных движений под полечку, русский перепляс, цыганочку, современный быстрый танец? Как станцевали бы тот или иной танец различные сказочные персонажи — лисичка, заяц, медведь?
Интересную систему музицирования, развивающую у детей фантазию, способность к импровизации, творческие навыки, разработал немецкий композитор Карл Орф. Он опирался на принцип, который сформулировал Иоганн Песталоцци: «Каждый узнаёт лишь то, к чему сам придет».
Система Орфа не требует от детей значительных исполнительских навыков, а от взрослых — специальных музыкальных знаний. Она легко и естественно может войти в любую семью. Игры и импровизации, в которых участвуют как дети, так и взрослые, проводятся не только в сопровождении простейших ритмических и мелодических инструментов (бубны, барабанчики, блок-флейта, кастаньеты, ксилофон), так и без них: хлопки в ладоши, щелчки, шлепки, притопы.
В качестве речевого сопровождения обычно используются прибаутки, считалочки, детские стишки, на которые легко самим сочинить музыку.
Вот, например, считалочка Татьяны Аполонник:
Тише, тише, тише, тише,
Дождик капает по крыше.
По зелененьким листочкам,
По асфальту и песочку.
Все собрались мы в кружок
А водить тебе, дружок.
Дети и взрослые вместе придумывают музыку к считалочке. Например, каждый сочиняет музыку и к одной строчке. Придуманная совместно песенка исполняется целиком. Затем — под аккомпанемент. Вы придумываете движения (в том числе танцевальные) и включаете их в исполнение песни-считалочки.
Такие игры-импровизации дают толчок к дальнейшему музыкальному развитию детей. Как говорил Орф: «Музыка пробудит в ребенке силы, которые иным путем пробудить невозможно».
Музыкальный руководитель МКДОУ Овчинникова Л.Г.