ЛФК — как важный фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, и в первую очередь здоровья детей. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.)

Состояние здоровья детей дошкольного возраста.

0tJBKineLM4Дети являются наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды и социальных факторов. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья детей. (Р.С. Расманов, 1999 г., Н.А.Волобуева 2004 г.).

О.А. Гуро с соавт. (2004 г.) одной из причин ухудшения показателей физического развития и функциональных возможностей, уровня здоровья детей считают необеспеченность биологической  потребности движения. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.) .

Ограничение детей в движении пагубно сказывается на формирующихся физиологических системах организма. Как показали многочисленные медицинские наблюдения, менее других подвержены болезням и лучше физически развиты неугомонные, шустрые и шумные дети. (А.И. Козлов, 1988 г.). Так по мнению Бобровой Г.А. (2007 г.), активное движение не только оздоравливает организм, но и создает  ощущения уверенности в своих силах. Движение это не только здоровье, но и источник радости, помогающий создавать дополнительный резерв двигательной активности. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г. с 97 ).

Оздоровительный режим.

Рациональный оздоровительный режим является основным психологическим психопрофилактическим средством в дошкольном учреждении. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные; если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой.

Эти факторы могут способствовать  возникновению и развитию у детей дистрессовых  невротических состояний. ( Л.И. Пономарева 2009 г. с 36-37).

Правильный режим жизни ребенка помогает вырабатывать у него самые различные полезные привычки: укрепляет волю, развивает целеустремленность, организованность. Анализ практики работы детского сада показывает ,что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем организма, и несомненно, понижает защитные силы ребенка.

При все многообразии средств физкультуры в общем режиме дня постоянное время и место отводятся для утренней и лечебной гимнастик, прогулок, игр, трудовых процессов, закаливающих мероприятий. Оптимальный общий  режим дошкольного учреждения имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату.

В настоящее время в различных образовательных учреждениях наблюдается определенный рост интереса к методам интенсивного физического развития детей (В.К. Бальсевич, 1990- 2003 гг., В.Б. Войнов с соавт. 2004 г., Ф.Г. Бурякин с соавт. , 2005 г. и др.)

Отдельного внимания заслуживает рассмотрения использования различных методов повышения адаптационных возможностей организма. Наряду с устоявшимися формами, такие как: гимнастика, закаливающие процедуры, физкультурные занятия. В программу физического воспитания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении включаются различные компоненты  лечебной  физкультуры: самомассаж, дыхательная гимнастика, посещение бассейна, фитотерапия, в физические занятия  все чаще включаются упражнения на релаксацию и т.д.

Лечебная физическая культура, которая в последнее время начала использоваться в дошкольном учреждении является  относительно новой формой реабилитацией ослабленных детей. Она дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм  ребенка, осуществлять своевременную коррекцию.

В медицине – это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения реабилитации и поддерживающей терапии.

uSl3tOy1LuMЛечебная физкультура – это система применения самых разнообразных средств физических упражнений (ходьба пешком, на лыжах, бег, прыжки, плавание, утренняя гимнастика, игры и т.д.) – т.е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных  функций человека.

Показания к лечебной физической культуре весьма обширны, причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации, она действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие системы и функции организма. Действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно- сосудистую систему, зрение. Физические упражнения способствуют более совершенному психо – физическому развитию здоровых детей.

Метод лечебной физической культуры имеет ряд особенностей и признаков, которые существенно отличаются от всех других лечебных методов.

Во-первых, это метод физиологичный и естественный, так как он основан на применении биологического фактора – движения.

Во-вторых, он отличается тем, что больной сам активно участвует в своем лечении. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, а с другой – развиваются различные физические качества( сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость).

В-третьих, это универсальный метод. Нет ни одного человеческого органа, который не реагировал бы на движение.

В-четвёртых, лечебная физическая культура  при правильной дозировке и рациональной методике не оказывает никаких отрицательных побочных влияний.

И, наконец, в-пятых, это метод, который можно применять длительно и который переходит из лечебного в профилактический и общеоздоровительный.(Л.Н. Рудак, 2004 г.)

Изучая тенденции современного дошкольного воспитания, а так же медицинскую и отчетную документацию своего дошкольного учреждения в своей работе по самообразованию в 2009- 2014 гг. упор сделала на лечебную физкультуру т.е. внедрение всевозможных лечебно- профилактических упражнения в процесс физического воспитания.

Причины, определивших внедрение лечебной физкультуры несколько:

  1. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.
  2. Ухудшение экологии.
  3. Занятость родителей.
  4. Не всегда удобный режим работы кабинета лечебной физической культуры.
  5. Удаленность кабинета лечебной физической культуры от места проживания детей.

В нашем дошкольном учреждении есть необходимые условия для проведения занятий лечебной физической культуры это – режим дня, квалифицированные педагоги и соответствующая  материально- техническая база ( зал, спортивный инвентарь).

Все эти условия необходимы для своевременной профилактики и предупреждению заболеваний. При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором и внедрение в практику.

Инструктор по Физо Балашова А.С.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.