Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, и в первую очередь здоровья детей. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.)
Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
Дети являются наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды и социальных факторов. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья детей. (Р.С. Расманов, 1999 г., Н.А.Волобуева 2004 г.).
О.А. Гуро с соавт. (2004 г.) одной из причин ухудшения показателей физического развития и функциональных возможностей, уровня здоровья детей считают необеспеченность биологической потребности движения. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.) .
Ограничение детей в движении пагубно сказывается на формирующихся физиологических системах организма. Как показали многочисленные медицинские наблюдения, менее других подвержены болезням и лучше физически развиты неугомонные, шустрые и шумные дети. (А.И. Козлов, 1988 г.). Так по мнению Бобровой Г.А. (2007 г.), активное движение не только оздоравливает организм, но и создает ощущения уверенности в своих силах. Движение это не только здоровье, но и источник радости, помогающий создавать дополнительный резерв двигательной активности. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г. с 97 ).
Оздоровительный режим.
Рациональный оздоровительный режим является основным психологическим психопрофилактическим средством в дошкольном учреждении. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные; если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой.
Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. ( Л.И. Пономарева 2009 г. с 36-37).
Правильный режим жизни ребенка помогает вырабатывать у него самые различные полезные привычки: укрепляет волю, развивает целеустремленность, организованность. Анализ практики работы детского сада показывает ,что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем организма, и несомненно, понижает защитные силы ребенка.
При все многообразии средств физкультуры в общем режиме дня постоянное время и место отводятся для утренней и лечебной гимнастик, прогулок, игр, трудовых процессов, закаливающих мероприятий. Оптимальный общий режим дошкольного учреждения имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату.
В настоящее время в различных образовательных учреждениях наблюдается определенный рост интереса к методам интенсивного физического развития детей (В.К. Бальсевич, 1990- 2003 гг., В.Б. Войнов с соавт. 2004 г., Ф.Г. Бурякин с соавт. , 2005 г. и др.)
Отдельного внимания заслуживает рассмотрения использования различных методов повышения адаптационных возможностей организма. Наряду с устоявшимися формами, такие как: гимнастика, закаливающие процедуры, физкультурные занятия. В программу физического воспитания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении включаются различные компоненты лечебной физкультуры: самомассаж, дыхательная гимнастика, посещение бассейна, фитотерапия, в физические занятия все чаще включаются упражнения на релаксацию и т.д.
Лечебная физическая культура, которая в последнее время начала использоваться в дошкольном учреждении является относительно новой формой реабилитацией ослабленных детей. Она дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, осуществлять своевременную коррекцию.
В медицине – это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения реабилитации и поддерживающей терапии.
Лечебная физкультура – это система применения самых разнообразных средств физических упражнений (ходьба пешком, на лыжах, бег, прыжки, плавание, утренняя гимнастика, игры и т.д.) – т.е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.
Показания к лечебной физической культуре весьма обширны, причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации, она действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие системы и функции организма. Действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно- сосудистую систему, зрение. Физические упражнения способствуют более совершенному психо – физическому развитию здоровых детей.
Метод лечебной физической культуры имеет ряд особенностей и признаков, которые существенно отличаются от всех других лечебных методов.
Во-первых, это метод физиологичный и естественный, так как он основан на применении биологического фактора – движения.
Во-вторых, он отличается тем, что больной сам активно участвует в своем лечении. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, а с другой – развиваются различные физические качества( сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость).
В-третьих, это универсальный метод. Нет ни одного человеческого органа, который не реагировал бы на движение.
В-четвёртых, лечебная физическая культура при правильной дозировке и рациональной методике не оказывает никаких отрицательных побочных влияний.
И, наконец, в-пятых, это метод, который можно применять длительно и который переходит из лечебного в профилактический и общеоздоровительный.(Л.Н. Рудак, 2004 г.)
Изучая тенденции современного дошкольного воспитания, а так же медицинскую и отчетную документацию своего дошкольного учреждения в своей работе по самообразованию в 2009- 2014 гг. упор сделала на лечебную физкультуру т.е. внедрение всевозможных лечебно- профилактических упражнения в процесс физического воспитания.
Причины, определивших внедрение лечебной физкультуры несколько:
- Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.
- Ухудшение экологии.
- Занятость родителей.
- Не всегда удобный режим работы кабинета лечебной физической культуры.
- Удаленность кабинета лечебной физической культуры от места проживания детей.
В нашем дошкольном учреждении есть необходимые условия для проведения занятий лечебной физической культуры это – режим дня, квалифицированные педагоги и соответствующая материально- техническая база ( зал, спортивный инвентарь).
Все эти условия необходимы для своевременной профилактики и предупреждению заболеваний. При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором и внедрение в практику.
Инструктор по Физо Балашова А.С.