Коррекция  речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом.

На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа детей  с различными нарушениями речи. Ребенок с хорошей речью легко вступает в общение с окружающими,  он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер: дети болезненно переживают , осознавая свой дефект речи, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Мяч может быть хорошим инструментом при работе с детьми, имеющими речевую патологию. Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых нарушений  у детей:

— отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;

— освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях;

— помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу разные уровни регуляции;

— развивают  общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

— помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи.

Игры и упражнения с мячом можно систематизировать по блокам:

— направленные на развитие ориентировки в пространстве;

— направленные  на  развитие мелкой моторики рук;

— направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

— направленные на  обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним и больших временных затрат.

Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия. Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения,  возможности определения себя и  предмета в пространственном поле,  могут использоваться на занятии независимо от лексической темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.

 

                                                    Игра «Вратарь»

Цель: развитие быстроты реакции и точности движения.

Задача: закрепление умения ориентироваться  в правой и левой сторонах пространства.

Оборудование: мяч резиновый

Ход игры.  Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка куда полетит мяч: «Раз, два, три – справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Ребенок должен сделать вратарское движение  в заданном направлении и поймать мяч: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я!

                                  Игра  «Вправо – влево прокати только мяч не упусти»

Цель: развитие ручной моторики.

Задача: закрепление умения  ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

Оборудование: маленькие резиновые мячи или шарики.

Ход игры.  Дети садятся вокруг стола. Ребенок прокатывает мяч другому ребенку по инструкции взрослого: «Кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо  (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

  Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле.

Задача: закрепление умения ориентироваться в собственном теле (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование:  мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры.  Дети выполняют задания по инструкции взрослого.

В правую руку свой мячик возьми, над головою его подними

И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне, да на живот – не запутаться б мне.

                                  Игра «Попади в ворота»

Цель: развитие моторики.

Задача:  закрепление умения  ориентироваться  в  пространстве  (справа, слева, впереди, сзади, прямо).

Оборудование:  мячи малой или средней величины; ворота, сделанные из кубиков.

Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

                     Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу,  друг»

Цель: развитие ловкости, внимания.

Задачи: закрепление умения ориентироваться в пространстве, умения словесного обозначения действия.

Оборудование: мячи средней величины,  сшитые из ткани.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр. Перекидывают мячи друг другу со словами: «Мяч бросаю влево, Лене. Лена лови!

                        Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: развитие моторики, ловкости и внимания.

Задачи: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета.

Оборудование:  небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

— Какой обруч находится справа (слева)?

— Стукни мячом три раза в правый обруч.

— Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

— Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

                         Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве

Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну друг за другом перед дорожкой из обручей. Детям предлагается  пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч со словами:

Я вдоль обручей иду, в каждый обруч попаду.

 Учитель-логопед МКДОУ Подкорытова  Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.