Обучение ребенка лепке – что может быть более захватывающе? Ведь какой человек, пусть даже маленький, не любит создавать что-либо своими руками, воплощая в жизнь собственные фантазии? Это же след, оставленный не кем иным, как вами! В данном случае след осязаемый, который можно потрогать и даже повертеть в руках, что для детей особенно важно, так как для них попробовать предмет на ощупь – самый быстрый способ получить о нем информацию. Но если о пользе лепки для развития наслышаны все, то как подтолкнуть маленького скульптора к творчеству – совершенно другой вопрос.
С какого возраста начать? В целом занятия лепкой можно проводить даже с годовалыми детьми, используя мягкий пластилин или соленое тесто, тут исходить нужно из индивидуальных качеств ребенка – силы его пальчиков, готовности воспринимать информацию. Но помните, что ждать чудес в виде лебедей, рыбок или прочих зверюшек от ребенка в малом возрасте не стоит. Максимум, чего вы достигнете на первых порах, – простенькие грибы и так называемые змейки, которые по совместительству могут являться и браслетами, и бусами, и червячками. В воображении ребенка даже обычный помятый колобок – это птица, куст или вовсе солнце, то есть однозначно произведение искусства. Более сложные фигуры дети начинают создавать по достижению трех лет, может, чуть раньше, когда их движения становятся более уверенными, более точными, а разум уже без особых проблем различает геометрические фигуры.
Советы, способы и методы Интерес – двигатель прогресса. Вот его вам и предстоит пробудить в своем чаде в первую очередь. Подход к каждому ребенку, естественно, индивидуален и зависит напрямую от его характера и внутренних качеств, но вот несколько вариантов, способных помочь вам. Ненавязчиво подведите тему разговора к лепке, намекните, что это возможность заняться чем-то новым. Если юный скульптор проявит инициативу – хорошо, если нет – не отчаивайтесь, а предложите ему слепить какого-нибудь персонажа наподобие колобка или просто полюбившуюся вещь. Неважно, что получится в итоге, для доработки деталей есть фантазия, главное – сама идея, импульс для работы. Если ребенок по своей натуре любопытен, можете поступить хитрее: начните лепить без него. И желательно на его глазах. Для большего эффекта можете использовать подручные средства: палочки, бусины, пуговицы, хоть макаронины, – чтобы украсить изделие или создать своеобразную картину-узор на размазанном пластилине. Какой ребенок устоит? Но берите предметы покрупнее, ведь пробовать на вкус можно не только строительную основу, но и вспомогательные материалы. Предложите лепку в виде игры из разряда «я начну, а ты продолжи». Не забудьте заранее приготовить материал и место проведения мероприятия. Если малыш не откликается на призывы, не беспокойтесь, возможно, у него на данный момент есть более важное дело – рисование, например, или детские игрушки. А вот на следующий день, когда он будет абсолютно свободен, у него может резко проснуться потребность что-нибудь помять в руках. Наберитесь терпения и будьте готовы. Когда с первым этапом привлечения малыша к творческой деятельности вы справились, возникает следующий вопрос: что конкретно делать? Во-первых, в качестве разминки опробуйте с ребенком основные приемы лепки: разминание пластилина, отщипывание от него маленьких кусочков, похлопывание и наконец сплющивание. Показывайте действия на собственном примере, но не давите на ребенка, дайте ему возможность привыкнуть к новым ощущениям, самому разобраться с тем, как лучше выполнять тот или иной прием. В случае совсем маленьких детей выбор не сказать, что широк, но, как предлагалось выше, можно раскатывать в ладонях простые фигурки, представляя на их месте нечто более конкретное, или рисовать на картоне. Для второго варианта воображение придется включить и вам, ведь идея «рисунка» должна понравиться ребенку, заставить его действовать. Естественно, именно рисовать у вас не выйдет, но отщипывать от пластилина кусочки и прижимать, приклеивая, к бумаге – вполне. За идею можно взять даже звездное небо, для этого потребуются только пластина выбранного материала в желтом цвете и синий или фиолетовый картон. Впрочем, просто размазывать пластилин разных цветов, вырисовывая причудливые линии и круги, по мнению детей, не менее увлекательно. И оставлять на всём этом отпечатки ладоней – тоже. Потом созданное творение можно будет с легкостью повесить где-нибудь на видном месте и показывать домочадцам и зашедшим в гости людям, что самому ребенку покажется очень лестным и подстегнет к будущим свершениям.
Как совет, экспериментируйте с цветами. В малом возрасте дети только знакомятся с окружающим миром, так и сыграйте на этом. Предлагайте юному исследователю цвета на выбор, проговаривайте их названия, ассоциируйте с объектами из домашней обстановки и природы. Главное – объектами несъедобными, иначе и восприниматься куски данного материала будут в качестве еды, что резко усложнит процесс обучения. Правда, некоторые дети все же прекращают попытки взять его в рот после первых неприятных вкусовых опытов, но здесь другой подводный камень – отвращение может вытеснить интерес, и дитя просто откажется от лепки. Возвращаясь однако к теме цветов, как вариант проведения занятия: если ваш ребенок достаточно спокоен, вы можете сделать с ним соленое тесто и с помощью красителей придать ему цвет. Если ребенок далек от определения «спокойный», можно перейти сразу к смешиванию. Подобная смена деятельности со скульптора на кулинара пробудет интерес у малыша, а постижение тайны окрашивания гарантированно вызовет у него неподдельное восхищение процессом и собственными возможностями. Заодно пополните багаж знаний. А если ещё возьмете какие-нибудь пластмассовые или силиконовые формочки (из каких-нибудь наборов, продаются в детских магазинах), можно будет сделать красивые фигурки, в первом случае просто оставив тесто высыхать на день, во втором – отправив сушиться в духовку, что быстрее. Актуально для любого возраста, так как не требует особых навыков, а для детишек постарше можно усложнить задание, предложив расписать получившиеся фигурки красками. С более взрослыми, кроме вышеописанных методов, можно попробовать заняться витражным искусством – для начала только из пластилина, готовые наборы также найдете в магазинах. Но лучше, если возраст позволяет, сделать с ребенком настоящий витраж, заменив стекло эпоксидной смолой и витражными красками. Это однозначно вызовет бурю эмоций и не только у ребенка. Сама технология лепки для детей от трех лет меняется: больше возможностей, больше способов. Если разделить их, не вдаваясь в подробности, то получится такой список, который нужно осваивать постепенно: Лепка из отдельных частей. Лепка из целого куска. Лепка по форме. Совмещенный способ. В первом варианте ребенок просто делает несколько форм и объединяет их с целью получения какого-либо образа. Наглядными примерами служат снеговики, украшения и грибы. Во втором варианте он лепит из одного куска пластилина, вытягивая и сжимая его по своему усмотрению. Этим способом создается большая часть объемных животных, если не сказать, что все. Вы в детстве когда-нибудь пробовали лепить вазочки под мелочь, глубокие и мелкие тарелки для еды? Это и есть третий способ. Если ещё в распоряжение ребенку дать какие-нибудь яркие детали, он станет его любимым. Четвертый говорит сам за себя – это всяческие рыбки и цветы, которые можно украшать и которыми можно украшать понравившийся предмет. Как бы там ни было, не забывайте про разминку – мять пластилин можно как одновременно с ребенком, так и по очереди, представляя это ещё одной мини-игрой.
Выбор материала. Для самых юных скульпторов лучше подобрать мягкий материал, такой как обычный пластилин, мягкий пластилин и масса для моделирования. Если же у вас достаточно свободного времени, можете самостоятельно или на пару с ребенком сделать соленое тесто, которое намного безопаснее для здоровья. Для более взрослых ребят, помимо этих материалов, есть шариковый пластилин, всем известная глина, воск и жидкая керамика. В любом случае покупать материал стоит исходя из личных предпочтений того, для кого он предназначен. Пробуйте, экспериментируйте, наблюдайте!
Чего делать нельзя. Под строжайшим запретом – критика. Ни при каких условиях и не под каким предлогом не критикуйте творение ребенка, особенно в начале его пути, иначе он уверит себя, что всё это бессмысленно, и бросит любые попытки, после чего никакие уговоры не возымеют действия. Не имеет смысла предъявлять высокие требования тому, кто впервые в жизни держит в руках карандаш или кусочек пластилина, дети не рождаются гениями, чтобы сразу всё уметь. А вот ранимыми – да. Рождаются. Поэтому с особым вниманием относитесь к себе, к словам, жестам и поступкам, анализируйте поведение, не выкидывайте его работы, не давайте ребенку даже малейшего повода сомневаться в собственных умениях.
Здесь необходимо понять одну вещь: кроме вас, у него никого нет. Ему не на кого равняться и некого слушать, не у кого узнать оценку. Вы – его родитель. И ваше мнение для него – всё. Неважно, насколько те желто-зеленые прилепленные на картон кружочки и ломанные синие зигзаги похожи на ваше лицо, важно лишь то, как это видит ребенок. И пусть черные круги в углу – машина. Это более чем нормально. Хвалите ребенка за изобретательность, ненавязчиво интересуйтесь, где находятся глаза, нос, губы. Вселяйте ему уверенность в себя и желание развиваться. Меры предосторожности. Не оставляйте малыша одного. Ни на миг. Следите за его поведением: если ребенок, несмотря ни на все увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет. После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место. Лепка с ребенком – процесс нелегкий, но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный. Вы можете читать сказки, сочинять истории самостоятельно – выбор ограничивается только вашей фантазией. Главное – общайтесь, непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу. И не забывайте хвалить своё чадо, его подделки и желание действовать!
II младая №2