Как воспитать психологически здорового ребенка

Как воспитать

психологически здорового ребенка

Психологическое здоровье– полноценное психическое функционирование на этапах возрастного развития, обеспечивающее гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом.

Модель психологического здоровья включает в себя:

  1. 1. Осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, единениекак с живой, так и с неживой природой. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.
  2. Умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих, умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающие воздействие.
  3. Наличие потребности в саморазвитии. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».
  4. Гармоничное умственное, личностное, социальное и физическое развитие, которое соответствует норме, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

5.Успешно функционирование в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

Критерии психологического здоровья

  • Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
  • Высокий уровень развития рефлексии (самоанализа).
  • Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
  • Успешное прохождение возрастных кризисов.
  • Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к детскому саду и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что описанный выше образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Показатели нарушений психологического здоровья

(по Н.П. Бабиковой)

  • тревожность;
  • агрессивность;
  • враждебность;
  • плохое самочувствие;
  • отсутствие активности;
  • сниженный фон настроения;
  • неадекватная самооценка.

Типология нарушений психологического здоровья

(по О.В. Хухлаевой)

Стиль активный Время появления и основное содержание внутреннего конфликта Стиль пассивный
Защитная агрессивность Младенчество.

Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх темноты, боязнь остаться одному в доме и т.п.
Деструктивная агрессивность (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки ярости на фоне хорошего поведения) Ранний возраст.

Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)
Демонстративная агрессивность (стремление привлечь внимание любым способом) Дошкольный возраст.

Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Страх самовыражения (замыкается в себе, отказывается обсуждать со взрослым свои проблемы)
Компенсаторная агрессивность (насмешки, издевательства, ненормативная лексика) Младший школьный возраст.

Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх взросления (избегает принятия собственного решения, социальная незрелость)
Отрицающая агрессивность (отказ учиться, соблюдать дисциплину и т.п.) Подростковый возраст.

Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я»

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

 

Пути сохранения психологического здоровья

 

  • Уважайте и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Организуйте совместную деятельность с ребенком. Будьте не рядом, а вместе с ним.
  • Не вмешивайтесь в задания, с которыми он справляется.
  • Не подавляйте инициативу ребенка.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка.
  • Запрещайте только то, что опасно для жизни ребенка и окружающих.
  • Не проявляйте агрессивные действия на капризы ребенка.
  • В любых ситуациях проявляйте терпение и выдержку.
  • Демонстрируйте любовь к ребенку (обнимайте не менее 8 раз в день, целуйте, говорите ласковые слова).
  • Делитесь своими чувствами.
  • Будьте последовательными в предъявлении требований к ребенку.

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.