Как воспитать
психологически здорового ребенка
Психологическое здоровье– полноценное психическое функционирование на этапах возрастного развития, обеспечивающее гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом.
Модель психологического здоровья включает в себя:
- 1. Осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, единениекак с живой, так и с неживой природой. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.
- Умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих, умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающие воздействие.
- Наличие потребности в саморазвитии. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».
- Гармоничное умственное, личностное, социальное и физическое развитие, которое соответствует норме, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.
5.Успешно функционирование в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.
Критерии психологического здоровья
- Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
- Высокий уровень развития рефлексии (самоанализа).
- Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
- Успешное прохождение возрастных кризисов.
- Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к детскому саду и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Понятно, что описанный выше образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.
Показатели нарушений психологического здоровья
(по Н.П. Бабиковой)
- тревожность;
- агрессивность;
- враждебность;
- плохое самочувствие;
- отсутствие активности;
- сниженный фон настроения;
- неадекватная самооценка.
Типология нарушений психологического здоровья
(по О.В. Хухлаевой)
Стиль активный | Время появления и основное содержание внутреннего конфликта | Стиль пассивный |
Защитная агрессивность | Младенчество.
Чувство небезопасности, стремление к безопасности |
Страх темноты, боязнь остаться одному в доме и т.п. |
Деструктивная агрессивность (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки ярости на фоне хорошего поведения) | Ранний возраст.
Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности |
Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения) |
Демонстративная агрессивность (стремление привлечь внимание любым способом) | Дошкольный возраст.
Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности |
Страх самовыражения (замыкается в себе, отказывается обсуждать со взрослым свои проблемы) |
Компенсаторная агрессивность (насмешки, издевательства, ненормативная лексика) | Младший школьный возраст.
Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности |
Страх взросления (избегает принятия собственного решения, социальная незрелость) |
Отрицающая агрессивность (отказ учиться, соблюдать дисциплину и т.п.) | Подростковый возраст.
Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я» |
Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений) |
Пути сохранения психологического здоровья
- Уважайте и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
- Активно выслушивайте его переживания и потребности.
- Организуйте совместную деятельность с ребенком. Будьте не рядом, а вместе с ним.
- Не вмешивайтесь в задания, с которыми он справляется.
- Не подавляйте инициативу ребенка.
- Поощряйте самостоятельность ребенка.
- Запрещайте только то, что опасно для жизни ребенка и окружающих.
- Не проявляйте агрессивные действия на капризы ребенка.
- В любых ситуациях проявляйте терпение и выдержку.
- Демонстрируйте любовь к ребенку (обнимайте не менее 8 раз в день, целуйте, говорите ласковые слова).
- Делитесь своими чувствами.
- Будьте последовательными в предъявлении требований к ребенку.