Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Как правило, они посещают не только детский сад, но и  различные кружки и спортивные секции; получают большое количество информации, вот почему они устают физически и эмоционально.

Эти нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Вот почему так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Релаксация — (от латинского слова relaxatio — расслабление) — специальный метод, появившийся за рубежом в 30- 40-х годах XX в., направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации рационально использовать только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое расслабление. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить возбудимого ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

 

lgIdZs7NHXwnAdSJ3YukpgДети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!

Предлагаю несколько релаксационных комплексов, проводимых с детьми дошкольного возраста после физических нагрузок.

Комплекс № 1

Текст Методические рекомендации

«Солнечные зайчики»

Солнце по небу ходило.

Солнце лучик уронило.

Лучик, он грустить не стал,

Словно зайчик, поскакал

Из окошечка в окошко.

От прыжков устал немножко,

Лёг на травку отдохнуть,

Потянуться и зевнуть.

Хорошо в траве понежиться,

Но лучу вставать не терпится.

Раз – он сел.

Два – он встал.

Ой, смотрите – убежал!

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей

Дети медленно встают

«Смотрят» вслед воображаемому солнечному зайчику

Комплекс № 2

Текст Методические рекомендации

«Жуки»

В травке спрятались жучки,

Муравьишки, паучки.

И усы у них не шевелятся,

Меж собою они не шепчутся.

И головками они не двигают

Но внимательно, чутко слушают:

Не идёт ли дождь,

Не шумит ли гром, нет ли молнии,

Не летит ли где стая воронов….

В небе солнышко опять улыбается.

Можно выйти всем жукам прогуляться,

И усами вдоволь шевелить,

Разговоры с другом заводить.

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей

Комплекс №3

Текст Методические рекомендации

«Море вечернее»

Мы с вами на море. Морская волна

Нам на ноги плещет. В небе – луна.

Сомкнули мы глазки-

Лежим, отдыхаем,

Как в море купались мы днём,

Вспоминаем.

Как брызги летели,

Как все мы ныряли,

Ракушки красивые в море искали.

И пенились волны.

Как нам хорошо!

Мы не заметили – солнце зашло.

А мы не спешили домой всё равно.

И нам интересно с тобою по-прежнему.

Мы любим тебя, море вечернее!

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей.

Включение аудиозаписи шума морской волны

Комплекс №4

Текст Методические рекомендации

«Весёлые ребята»

Весёлые ребята –

весело живут!

Прыгают, играют,

бегают, плывут.

Где же на всё это

Силушки набрать?

Надо научиться

Немного отдыхать.

Полежим тихонько,

Будто на траве.

Хорошо как ручкам,

Ножкам, голове.

Весёлые ребята –

Весело живут.

Снова заиграют,

Как только отдохнут!

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей.

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад №14 «Звёздочка» Абрамова К.Е.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.