Использование блоков Дьенеша для сенсорного развития дошкольников 4-5 лет

Актуальность сенсорного воспитания на сегодняшний день является приоритетным направлением в детских учреждениях.

Сенсорное воспитание-это целенаправленное развитие ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности ребенка.

Наиболее эффективным дидактическим материалом для развития сенсорной культуры являются блоки З. Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша в последнее время завоёвывают все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствуют книги «Давайте поиграем» под редакцией Финкельштейн Б.Б.,  а также «Занимательные игры и задачи для дошкольников» под редакцией З.А. Михайловой, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. ЗолтанДьенеш — математик и психолог разработал логические блоки, которые содержат 48 геометрических фигур четырёх форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата. Все геометрические предметы имеют три основных цвета: красный, жёлтый и синий, два размера и два вида толщины.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствуют:

-развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

-логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, развитию речи.

 

Этот набор можно использовать, как дидактический материал на комплексных и интегрированных занятиях, решая задачи образовательных областей.

Как настольно-печатные игры (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»).

В сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Почта», «Кругосветное путешествие».

Использование логических блоков в аппликации, рисовании и моделировании предметов из геометрических фигур.

Для средней возрастной группы детей 4-5 лет круг обучающих задач при работе с логическими блоками значительно расширяется и усложняется.

После того, как дети усвоили признаки геометрических фигур, знакомим их со специальным кодом, графически изображающим эти признаки с помощью знаков-символов.

На 11 карточках условно обозначены свойства блоков: цвет обозначается пятном, форма — контурным изображением геометрической фигуры, размер-силуэт маленького или большого домика, толщина — изображением человеческой фигуры. На других 11 карточках свойства блоков перечёркнуты, что обозначает отрицание свойств, например не красный.

Приведу несколько практических игр для детей средней группы, которые работают с блоками Дьенеша   2 -й год.

Детям предлагаются карточки-символы свойств — блоков Дьенеша.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6
карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные — показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Игра «Угощение для медвежат».

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
• развитие умение сравнивать предметы по одному — четырем свойствам
• понимание слов: «разные», «одинаковые»
• подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам:  цвету и форме,
цвету и размеру, форме и размеру и т. д.

Игра «Магазин»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов ) Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Игра « Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• умение «читать схему»
• закрепление навыков порядкового счета
Описание игры:
Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

 

Использование данного материала возможно с детьми от самых маленьких, до школы, и даже в начальной школе.

«Играть» с блоками нравится всем детям, независимо от того, какие задачи в это время решаются.

Блоки развивают сенсорные способности, формируют математические умения, развивают психические процессы, и самое главное-речь. Дети приобретут культурный опыт деятельности и общения с другими детьми в ходе игровой деятельности. Для этого необходимо использовать блоки системно, усложняя постепенно задания. Играя, ребенок учится без принуждения, этому способствуют блоки Дьенеша.

Для детей-блоки-это игра, а не занятие!

Воспитатели средней группы: Ионина Н.Н.

Черепанова Л.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.