Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период детей учат разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Александр Владимирович Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры с пуговицами, бусами, крупой, коктейльными трубочками отлично развивают:
— мелкую моторику и тактильное восприятие;
— зрительно-моторную координацию;
— точность движений и внимание;
— математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
— эмоциональное и творческое развитие .
Дидактическая игра: «Найди домик для птичек», «Игры с прищепками», «Корзины для цветов», «Цветные автомобили».
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дидактическая игра: «Геометрические фигуры», «Геометрический магазин», «Наряди матрешку», «Сложи домик», «Умные карточки», «Волшебные мешочки».
Цель: учить различать предметы по цвету и форме, развивать мелкую моторику, освоить счет.
Дидактическая игра: «Выбери дорогу», «Грибок к грибку», «Бабушкины блины».
Цель: способствовать развитию навыков классифицирования, развивать умение сравнивать, учить соотносить количественные множества; развивать умение систематизировать предметы по определенному признаку, развивать моторику.
Картотека: «Математика для детей 2-3 лет».
Цель: учить решать математические задачи на счет до 3, закреплять знание геометрических фигур, умение сравнивать по длине, ширине и высоте,
пространственное расположение (слева, справа, выше, ниже, по середине).
Воспитатели 1 младшей группы «Карусель»:
Пахомова Т.В., Новоселова Е.В.