Детская жестокость. Причины. Профилактика.

Жесто́кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Объектами жестокости могут стать как люди, так и животные.

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга.

Агрессия – это деструктивное поведение, при котором человек причиняет физический вред или создает психологический дискомфорт другим людям.

Агрессия сама по себе служит механизмом, который позволяет человеку защитить себя. И подавлять все её проявления в ребёнке – большая ошибка, особенно если вы растите сына. Но задача родителей – научить ребенка контролировать агрессию и правильно выбирать объект для ее выхода. Например, спорт.

Агрессия имеет смысл, она наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру.

Основной причиной, приводящей к появлению жестокости, является наличие насилия.

Дети черпают знания о моделях жестокого поведения из трех основных источников:

  1. Взаимоотношения в семье:
  • безразличие и враждебность со стороны родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • неуважение к личности ребенка;
  • чрезмерный контроль или его отсутствие;
  • запрет на физическую активность.
  1. Взаимодействие со сверстниками.Дети могут копировать поведения друг друга. В результате общения со сверстниками, они могут видеть пример «эффективного» решения конфликта с помощью агрессии.
  2. Средства массовой коммуникации и интернет.

Личностные факторы, провоцирующие жестокое поведение:

недостаточное развитиеинтеллектаикоммуникативныхнавыков;

— сниженный уровень  саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— сниженная самооценка;

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление к лидерству;

— страх несостоятельности;

— потребность самоутверждения;

— защита  и месть;

— желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

— получить  самоудовлетворение от жестокого обращения.

 

Виды жестокости

Фрагментарная агрессия проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение обычно не свойственно. Например, неожиданная агрессия, которая направлена на близких (братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек). В таких ситуациях ребенок определяет для себя границы дозволенного.

Устойчивая жестокость – это устойчивая форма поведения по отношению к какой-то группе (детям, животным, взрослым), связанная с личностными особенностями ребенка.

Неосознанная жестокость проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно.

Причины возникновения:

  • исследовательский интерес (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет);
  • подражание (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору);
  • «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других.

Осознанная жестокость отличается тем, что ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Проявление жестокости

  • У ребенка проявляется немотивированная агрессия. Все проблемы ребенок пытается решить кулаками.
  • Ребенок играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из автомата, пистолета малышей. Играет в пытки, отрывает игрушкам руки, ноги, головы и т.п.
  • С большим удовольствие смотрит сцены насилия на экране телевизора, наблюдает как издеваются над животными и т.п.
  • Постоянно поступают жалобы на то, что ребенок обзывается, дразнится, преследует кого-то из детей. С восторгом рассказывает, что кто-то плакал от его издевательств.

Рекомендации родителям

  1. Обращайте внимание на любое проявление детской жестокости.
  2. Выясните причины такого поведения.
  3. Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен. Говорите ребенку о своих чувствах, как вас беспокоит его поведение. Объясняйте правильно он поступил или нет. Никогда не оценивайте его личность.
  4. Любой жестокий поступок влечет за собой наказание. Избегайте физического наказания, т.к. не только не решает проблему, но и является одной из причин детской жестокости.
  5. Проанализируйте стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он появления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбление, одобрение жестокости, повышение голоса тоже является проявлением агрессии.
  6. Хвалите за хорошие поступки.
  7. Уделяйте ребенку достаточно внимания. Для ребенка важно безусловное принятие со стороны родителей. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. Потребность в любви и принадлежности, т.е. нужности другому одна из фундаментальных потребностей человека. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Обнимайте ребенка не менее 8 раз в день. Это важно для его психологического комфорта.
  8. Предоставляйте возможность выплеснуть негативные эмоции другим способом. К конструктивным способам выплеска агрессии и эмоционального напряжения являются активные виды спорта, скомкать, выбросить и разорвать несколько листов бумаги, нарисовать свой грев, вылепить свою агрессию, а затем превратить ее во что-то позитивное и т.п.
  9. Контролировать свои негативные эмоции, не проявлять жестокости по отношению к ребенку. Родители всегда воспитывают ребенка своим примером.
  10. Постарайтесь, что бы ребенок не видел жестокой модели поведения ни в реальности, ни в средствах массовой информации, ни в интернете.
  11. Обсуждайте в прочитанных книгах, что добро всегда побеждает зло.

Педагог- психолог Коновалова О.В.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.