Жесто́кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Объектами жестокости могут стать как люди, так и животные.
Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга.
Агрессия – это деструктивное поведение, при котором человек причиняет физический вред или создает психологический дискомфорт другим людям.
Агрессия сама по себе служит механизмом, который позволяет человеку защитить себя. И подавлять все её проявления в ребёнке – большая ошибка, особенно если вы растите сына. Но задача родителей – научить ребенка контролировать агрессию и правильно выбирать объект для ее выхода. Например, спорт.
Агрессия имеет смысл, она наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру.
Основной причиной, приводящей к появлению жестокости, является наличие насилия.
Дети черпают знания о моделях жестокого поведения из трех основных источников:
- Взаимоотношения в семье:
- безразличие и враждебность со стороны родителей;
- игнорирование потребностей ребенка;
- неуважение к личности ребенка;
- чрезмерный контроль или его отсутствие;
- запрет на физическую активность.
- Взаимодействие со сверстниками.Дети могут копировать поведения друг друга. В результате общения со сверстниками, они могут видеть пример «эффективного» решения конфликта с помощью агрессии.
- Средства массовой коммуникации и интернет.
Личностные факторы, провоцирующие жестокое поведение:
недостаточное развитиеинтеллектаикоммуникативныхнавыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— сниженная самооценка;
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление к лидерству;
— страх несостоятельности;
— потребность самоутверждения;
— защита и месть;
— желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;
— получить самоудовлетворение от жестокого обращения.
Виды жестокости
Фрагментарная агрессия проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение обычно не свойственно. Например, неожиданная агрессия, которая направлена на близких (братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек). В таких ситуациях ребенок определяет для себя границы дозволенного.
Устойчивая жестокость – это устойчивая форма поведения по отношению к какой-то группе (детям, животным, взрослым), связанная с личностными особенностями ребенка.
Неосознанная жестокость проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно.
Причины возникновения:
- исследовательский интерес (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет);
- подражание (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору);
- «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других.
Осознанная жестокость отличается тем, что ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.
Проявление жестокости
- У ребенка проявляется немотивированная агрессия. Все проблемы ребенок пытается решить кулаками.
- Ребенок играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из автомата, пистолета малышей. Играет в пытки, отрывает игрушкам руки, ноги, головы и т.п.
- С большим удовольствие смотрит сцены насилия на экране телевизора, наблюдает как издеваются над животными и т.п.
- Постоянно поступают жалобы на то, что ребенок обзывается, дразнится, преследует кого-то из детей. С восторгом рассказывает, что кто-то плакал от его издевательств.
Рекомендации родителям
- Обращайте внимание на любое проявление детской жестокости.
- Выясните причины такого поведения.
- Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен. Говорите ребенку о своих чувствах, как вас беспокоит его поведение. Объясняйте правильно он поступил или нет. Никогда не оценивайте его личность.
- Любой жестокий поступок влечет за собой наказание. Избегайте физического наказания, т.к. не только не решает проблему, но и является одной из причин детской жестокости.
- Проанализируйте стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он появления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбление, одобрение жестокости, повышение голоса тоже является проявлением агрессии.
- Хвалите за хорошие поступки.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания. Для ребенка важно безусловное принятие со стороны родителей. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. Потребность в любви и принадлежности, т.е. нужности другому одна из фундаментальных потребностей человека. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Обнимайте ребенка не менее 8 раз в день. Это важно для его психологического комфорта.
- Предоставляйте возможность выплеснуть негативные эмоции другим способом. К конструктивным способам выплеска агрессии и эмоционального напряжения являются активные виды спорта, скомкать, выбросить и разорвать несколько листов бумаги, нарисовать свой грев, вылепить свою агрессию, а затем превратить ее во что-то позитивное и т.п.
- Контролировать свои негативные эмоции, не проявлять жестокости по отношению к ребенку. Родители всегда воспитывают ребенка своим примером.
- Постарайтесь, что бы ребенок не видел жестокой модели поведения ни в реальности, ни в средствах массовой информации, ни в интернете.
- Обсуждайте в прочитанных книгах, что добро всегда побеждает зло.
Педагог- психолог Коновалова О.В.