Что такое стертая дизартрия? Консультация учителя-логопеда.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи (голос, темп, звукопроизношение, тембр, дыхание), обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.  Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (дис – нарушение признака или функции, артрон – сочленение).

Причиной дизартрии является органическое поражение центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Органическое поражение центральной нервной системы могут вызвать асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной системы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Стертая дизартрия.

У некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого нёба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи (головного, артикуляционного и дыхательного отделов); нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи.  Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно. Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполноценность оптико-пространственных представлений.

У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Таким образом, ребёнка, имеющего стертую дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего — это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, плохо развиты мелкая моторика рук и речевая моторика, в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме.  Дети со стертой дизартрией быстро утомляются, для них характерна быстрая истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.

 

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи (голос, темп, звукопроизношение, тембр, дыхание), обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.  Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (дис – нарушение признака или функции, артрон – сочленение).

Причиной дизартрии является органическое поражение центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Органическое поражение центральной нервной системы могут вызвать асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной системы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Стертая дизартрия.

У некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого нёба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи (головного, артикуляционного и дыхательного отделов); нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи.  Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно. Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполноценность оптико-пространственных представлений.

У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Таким образом, ребёнка, имеющего стертую дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего — это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, плохо развиты мелкая моторика рук и речевая моторика, в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме.  Дети со стертой дизартрией быстро утомляются, для них характерна быстрая истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.