Что читать дошкольнику 4-5 лет

Консультация для родителей
Что читать дошкольнику 4-5 лет

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. И если верить педагогам и психологам, то дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Мало того, дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?
Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Сейчас модно говорить об аморальности и испорченности общества. Для решения подобной проблемы чего только не пытаются предпринять власти, духовные чины, психологи, социологи, педагоги и т.д. По крайней мере об этом говорится в СМИ. На самом деле еще в 19 веке доказано русскими учеными, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы! Изменилась русская образовательная программа на программу Запада, где информативность заняла ведущую роль, а старые добрые традиции русского воспитания и, кстати сказать, перенятые японцами, вычеркнуты напрочь. Посему мы и пожинаем плачевные результаты. Отсюда каждая заботливая мама может сделать соответствующие выводы. Важно, очень важно!!! каждую прочитанную книгу с ребенком обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. А для чего нужно уметь анализировать тексты?
Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.
Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.
В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.
Список литературы для детей 4 — 5 лет.
Для пересказа можно выбрать следующие сказки:
1. Смоляной бычок
2. Зимовье зверей
3. Колосок
4. Гуси-лебеди
5. Жихарка
6. Два жадных медвежонка
7. Красная шапочка (в пересказе Ш.Перро)
8. Три поросенка (в пересказе С.Михалкова)
9. Привередница (в обработке В.Даля)
Для чтения:
1. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
2. К.Чуковский «Айболит и воробей», «Краденое солнце»
3. С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый»
4. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
5. Е.Чарушин «Про зайчат»
6. С.Михалков «Дядя Степа»
7. З.Александрова «Елочка»
8. Л.Квитко «Бабушкины руки»
9. Е.Баратынский «Весна, весна!»
10. В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота»
11. В.Берестов «Заячий след»
12. Г.Х.Андерсон «Оле-Лукойе»
13. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
14. Н.Носов «Живая шляпа»
15. С.Козлов «Мы пришли сегодня в порт»
16. А.Усачев «Дорожная песня»
Для заучивания наизусть:
1. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (любой фрагмент)
2. К.Чуковский «Муха-цокотуха» (любой фрагмент)
3. Е.Чарушин «Что за звери» (любой фрагмент)
4. Е.Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»
5. С.Маршак «Мяч»
Памятка для родителей
•Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку.
•Продолжительность чтения составляет примерно 15 – 20 минут.
•Чтение должно проходить в непринужденной обстановке.
•Читая книгу, взрослый создает благоприятные условия для восприятия текста: проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание.
•Взрослый сам подбирает подходящие для ребенка художественные тексты, сам определяет последовательность их прочтения.
•Большие произведения следует читать несколько дней подряд.
•В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие тексты.
•Взрослый не должен стремиться к обязательному обсуждению с ребенком художественного произведения после чтения. Обсуждения должны носить непринужденный характер. Это уместно сразу после чтения, если у ребенка возникли вопросы.

воспитатели средней группы №1 Ефремова Л.В.,
Кондакова М.В.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.