Буллинг – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества, например в группе детского сада.
В этой системе определяются роли обидчиков (притеснителей), обижаемых (притесняемых) и наблюдателей – взрослых и детей. Таким образом, каждая ситуация буллинга, может раскрываться одновременно в трех плоскостях: насильственности, жертвенности, пассивного наблюдения.
Соответственно этому ставятся вопросы о том, кто такие юные насильники и их юные жертвы? Какие условия способствуют появлению тех и других? Как дети становятся насильниками и жертвами?
Ответы на вопросы выглядят следующим образом: Потенциально жертвой или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники — это преимущественно уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, морально и физически сильные дети. Кто круче, сильнее, наглее – тот и прав. В противоположность этому жертвы – обычно те дети, которым свойственны крайняя неуверенность в себе, особая чувствительность к жизненным стрессам, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению.
- Условия возникновения буллинга предполагают:
✓ Предшествующие обстоятельства. Например, появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.
✓ Запускающие моменты. Например, конфликт между двумя воспитанниками.
✓ Внешние поводы, исполняющие роль формальных провокаторов: особенности детей – потенциальных жертв:
✓ По внешнему виду: полные, худые, высокие, низкие, имеющие веснушки и родимые пятна, аномалии – неправильный прикус, косоглазие, парезы, костные деформации и т.д.
✓ По манере речи и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.
✓ По имиджу: нелепо одевающиеся, пользующиеся старыми вещами, запущенные и грязные.
✓ По наличию функциональных недостатков: приступов, истерик, страхов, навязчивостей, затяжных плачей, «глаза на мокром месте», непроизвольное отхождение газов при метеоризме, энурез, слабое зрения («очкарик»).
✓ По результатам достижений: слабый ученик, неумеха, неспособный к занятиям, недисциплинированный, ( в группе детского сада данный пункт во многом зависит от отношения взрослого к ребёнку)
✓ По социальному происхождению: богач — бедняк, из благополучной семьи или неблагополучной, из полной семьи – от матери- одиночки, семейный ребенок – сирота и т.д.
✓ По этнокультурным особенностям: иной религии, иной расы, иных возможностей в полноценном владении языком и культурой новой родины.
✓ Мотивы насильника: наказать, отомстить, удивить, поразить, разрядиться, «приколоться», показать преимущество, специально унизить, запугать.
✓ Дополнительные факторы: образовательная, коммуникативная, дисциплинарная и общая неадаптивность в дошкольном учреждении, сложная семейная ситуация, воспитательская неадекватность, обремененность поведенческими нарушениями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями, потребность в особых нуждах.
- Что необходимо для окончательного становления буллинга и закрепления ролей насильника и жертвы:
✓ Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема
✓ Поддерживающие роль сторонних наблюдателей взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга или по незнанию, или от неумения, или по идейным соображениям. Или плохо вмешиваются, имитируют деятельность.
✓ Дети – пассивные наблюдатели. В душе сочувствуют жертве, но одновременно радуются, что это происходит не с ними…
✓ Мотивация насильника должна сохраняться продолжительное время.
Каждый раз, говоря о процессе буллинга, нужно помнить, что обычно речь не идёт о единственных детях, пострадавших от насилия.
Они могут очень быстро перевестись родителями в другие коллективы, и для них этот процесс будет прерван. Но буллинг — это система, это своеобразная социально- психологическая «зараза» в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени, сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.
- Принципы работы с проблемой буллинга:
- Конфиденциальность.
- Этапность (изучение ситуации, подготовка сообщества, согласие
участников, выработка программы помощи, её реализация и оценка).
- Отказ от обвинений кого- либо из взрослых в допущении случаев буллинга.
- Категорический запрет на любое насилие в группе («Скажи насилию нет!»).
- Комплексность (учет всех аспектов).
- Междисциплинарный (представители разных профессий) принцип работы.
- Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.
- Смещение акцента для обидчиков с наказания на их реабилитацию (за исключением опасности для других и нарушителей закона).
Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Её проявления различны. Тем не менее, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества. А начинается все тогда, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни детский коллектив и пытается выстраивать отношения/подчинять себе вокруг копошащихся детишек…
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Абрамова К.Е.