Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ.
Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а так же развивает координацию движений и мелкую моторику. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика совместно с движениями кистей рук (так называемая биоэнергопластика ) вполне оправдана, так как она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Биоэнергопластика позволяет:
1. Стимулировать действие зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
4. Развивать координацию движений руки, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
5. Активно включать детей в работу на занятии.
Непременным условием выполнения данных упражнений является точность. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта
1. Упражнения для тренировки щек
«Толстяк»
— Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз
— На счет «раз» щеки одновременно надуваются. Пальцы обеих рук сжимаются в
кулаки
— На счет «два» щеки одновременно сдуваются. (Следить, чтобы щеки не
втягивались.
Возвратиться в исходное положение.
«Худышка»
— Исходное положение. Руки опущены вниз.
— На счет «раз» щеки одновременно втягиваются в ротовую полость.
Ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая.
— На счет «два» возвратиться в исходное положение.
«Полощем рот»
— Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз.
— На счет «раз» надувается правая щека. Пальцы правой руки сжимаются в кулак.
— На счет «два» воздух перегоняется в левую щеку, пальцы правой руки
распрямляются, а левой — сжимаются в кулак.
(Обращать внимание, чтобы голова не наклонялась)
2. Упражнения для тренировки губных мышц.
«Дудочка», «Заборчик»
— Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз.
— На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть.
— На счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы (сильно
растягивать губы не следует), пальцы врозь. Повторять упражнение 3-4 раза
без перерыва.
«Дудочка играет»
— Исходное положение. Губы вытягиваются вперед трубочкой, Пальцы
каждой руки собираются в щепоть.
— На счет «раз» дудочка двигается вправо, собранные щепотью пальцы двигаются
вправо (движение вправо двумя кистями рук одновременно).
— На счет «два» «дудочка» перемещается влево, собранные щепотью пальцы
двигаются влево. Движение влево двумя кистями рук одновременно.
Упражнение повторяется 3-4 раза. Движения губ и кистей рук синхронизированы.
«Дудочка вращается»
— Исходное положение. Губы вытягиваются вперед трубочкой. Пальцы каждой руки собираются в щепоть.
— Стараясь не разжимать губы и пальцы, синхронно делать круговые движения
«дудочкой» и щепотью (круговые движения двумя кистями рук одновременно).
Повторить 3-4 раза в одном направлении, после чего в обратном.
3. Тренировка нижней челюсти
«Окошко»
— Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз, на каждой – четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному снизу (ладонь при этом
принимает форму, похожую на крышу домика).
— На счет «раз» рот открывается примерно на ширину двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних передних зубов, губы
сохраняют округлую форму. Когда рот открывается, на каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
— На счет «два» фиксируется открытое положение рта и «открытое» положение
ладоней.
— На счет «три» — возврат в исходное положение.
«Бинокль»
— Исходное положение. Губы сомкнуты, кончик языка у нижних передних зубов.
Кисти рук: ладони параллельно полу, пальцы выпрямлены.
— При выполнении упражнения, не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах.
Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка.
На некоторое время задержать это состояние, потом – выдох носом, расслабить мышцы, вернув их в исходное положение.
— Когда нижняя челюсть опускается – пальцы собираются в «бинокль»
4. Тренировка мышц языка
«Качели»
— Исходное положение. Рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.
— На счет «раз» язык поднимается за верхние зубы.
— На счет «два» язык опускается в исходное положение
— Синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз. (Повторить 4-6 раз)
«Конфетка»
— Исходное положение. Губы сомкнуты. Указательные пальцы рук вытянуты,
остальные — сжаты в кулак.
— На счет «раз» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки и надавить
на нее.
— На счет «два» — внутренней стороны правой щеки.
— Синхронно с движениями языка выполняются движения указательными пальцами
вправо- влево (остальные пальцы сжаты в кулак)
Повторить 3-4 раза. Следить, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
«Иголочка»
— Исходное положение. Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы
рук сжаты в кулак.
— На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке.
— На счет «два» — вернуться в исходное положение
— Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно полу (столу).
«Лопатка»
— Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних
резцов. Руки внизу.
— На счет «раз» широкий, ненапряженный язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении.
— На счет «два» вернуться в исходное положение.
— Когда язык высовывается, руки поднимаются на уровень груди (ладонями вниз
параллельно полу или столу), и две ладони соприкасаются (широкая лопатка),
язык убирается – руки опускаются.
— Чередование упражнений «Лопатка»- «Иголочка»
«Маятник»
— Исходное положение. Рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Кисти
рук ладонями вниз, пальцы вместе.
— На счет «раз» коснуться кончиком языка левого уголка губ.
— На счет «два» — правого уголка губ
— Движение кистей рук синхронно с движением языка (влево- вправо)
«Поехали на лошадке»
— Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке.
— При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается.
— Синхронно производятся щелчки большим и безымянными пальцами на каждой
Руке.