Сюжетно-ролевая игра детей второй младшей группы

Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В игровой деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание произвольности поведения, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

   Существует три основных вида игровой деятельности: индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет); предметно-подражательная (появляется на втором году); сюжетно-ролевая. Вот о последнем виде игр мы и поговорим.

   Сюжетно-ролевые игры — это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу. Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли.

   Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету. Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только с взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители. В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.

   Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах — так они приобретают первые навыки делового общения.

А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк. Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии. 

Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.

   Чтобы правильно построить игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей, выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад, в больницу и так далее. Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих.

Предложите детям интересные сюжеты:

Знакомство с куклами. Всех кукол усаживают на диван. Мама приходит с новой куклой и обращается к сидящим на диване, вызывая любопытство дочки: «Здравствуйте, куколки. Как дела? Я вам принесла новую подружку, куклу Машу. Давайте познакомимся с ней». Далее происходит знакомство с чаепитием. Кукол рассаживают, угощают. При этом можно вести разговор от имени кукол, просить ребёнка сделать разные действия: пересадить куклу Веру на другое место, угостить куклу Лену, задать вопросы: «Кто пьёт чай?», «У кого жёлтая чашка?». В процессе игры девочка запоминает имена своих кукол (а иногда и придумывает сама). Кстати, мальчикам поиграть в такую игру тоже будет полезно (если у вас не найдётся достаточного количества кукол, используйте мягкие игрушки).

Игры с машинками. Можно сказать малышу, играющему с машиной: «Смотри, как она у тебя запылилась! По-моему, её пора вымыть. Машинка тоже любит быть чистой и опрятной». Затем дайте влажную тряпочку. Пусть протрёт стёкла, дверцы, колёса, чтобы машина засияла. Так в вашем доме вырастет будущий заботливый водитель. А вообще главная машина, которая должна быть в автопарке малыша — это большой самосвал. С ней можно придумать огромное количество сюжетных игр. Во-первых, она незаменима как дома, так и в песочнице. В нее можно усаживать пассажиров, загружать и выгружать любые грузы, перевозить по разным маршрутам — в общем, крайне необходимая вещь в малышовом хозяйстве.

Походы в магазин. Ситуация: у куклы не оказалось обуви. Мама: «Кукла Катя, почему у тебя ножки босые? Ты же простудишься! А где мама, почему она за тобой не смотрит? Анечка, это не твоя дочка без туфелек бегает? Пойдём, подберём ей что-нибудь в магазине». Дальше вы берёте сумку, отправляетесь в «магазин», примеряете несколько пар (при этом называя цвета обуви, размеры и другие характеристики). Потом не забываете поблагодарить за покупку, попрощаться с продавцом. То есть, в процессе всего одной игры ребёнок учится: правилам хорошего тона; заботе о близких; запоминает цвета и другие понятия.

   В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Поиграв в такую игру как «Больница», дети поняли важность этой профессии, закрепили такие понятия как «болезнь», «лекарства», «витамины», «пациент» и другие

   Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для детей, проба сил. Если в игре принимает активное участие взрослый, то это позволяет ему сблизиться с ребенком, установить более тесный контакт.

Белоногова Е.Н., Сташкова В.А., воспитатели второй младшей группы

МКДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.