Проблема обучения и воспитания – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Многое зависит от того, как педагоги и родители понимают внутренний мир ребёнка.
Мы предлагаем воспользоваться открытыми письмами агрессивных детей.
Открытое письмо агрессивных детей воспитателям:
Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:
- Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).
- Защищайте нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а то мы будем защищаться).
- Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а то ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
- Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас обидеть (а то придётся нам самим заняться этим).
- Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьёте каждый день).
- Любите нас, ну пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
- Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие.
Открытое письмо агрессивных детей родителям
Мы хотим!
- Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
- Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.
- Делать то, что хочется нам, а не вам.
- Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
- Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
- Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзывать, если очень хочется.
Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас любили!
Примеры специальных способов выражения (выплёскивания) гнева:
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Попрыгать на скакалке.
- Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бой» с боксёрской грушей.
- Пробежать по коридору школы/физкультурному залу ДОУ.
- Полить цветы.
- Быстрыми движениями руки стереть с доски.
- Пробежать несколько кругов вокруг дома.
- Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.
- Постирать бельё.
- Отжаться от пола несколько раз.
- Устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет».
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.
Если родители заметили у ребёнка проявления агрессивности, необходимо прежде всего попытаться проанализировать причины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребёнок при организации своего общения, а затем корректировать их и формировать недостающие коммуникативные умения, навыки. С этой целью следует внимательно прислушаться к советам для родителей.
Памятка для родителей
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята.
- Попробуйте отвлечь ребёнка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.
- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас.
Литература: Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/ сост. С.В.Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко, 2016
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад№ 14 «Звёздочка» Абрамова К.Е.