Развитие абстрактного мышления детей дошкольного возраста

По мере взросления у ребенка появляется больше склонности к анализу своих действий, он учится устанавливать причинно-следственную связь. Но для учебы просто необходим особый вид мышления – абстрактный. Как развить это качество?

Детям дошкольного возраста свойственно мыслить образами, для них чрезвычайно важен визуальный ряд. Ближе к 6 годам ребенок учится словесно-логическому и абстрактному мышлению. Т.е. он может оперировать символами, которые нельзя ни потрогать, ни увидеть.

Родители часто узнают о трудностях с абстрактным мышлением у ребенка, когда начинают учить простейшие математические действия. Плюс и минус могут оказаться слишком непонятными для дошкольника. Прежде всего, его не следует за это ругать и заставлять «подумать лучше».

Вы можете понять насколько ваш малыш владеет абстрактными понятиями, проделав несложный тест.

Наберите в два стакана одинаковое количество воды. Покажите ребенку и скажите что вы сделали. Теперь вылейте содержимое одного стакана в узкую прозрачную бутылку; другого – в литровую банку. Спросите: в какой емкости воды больше?

Если ребенок уверенно покажет на бутылку, вам стоит воспользоваться советами по развитию абстрактного мышления, так как оно у него пока работает слабо. Ребенок правильно ответил на вопрос? Это свидетельствует о том, что он готов к изучению математики.

Все занятия проводите в форме игры, чтобы они не наскучили ребенку. День изо дня меняйте упражнения, и малыш даже не поймет что с ним занимаются! Начнем с самых простых.

Убери лишнее слово

Вы называете понятия, явления или предметы, и одно не связанное с ними слово.

Например

Ворона, сова, аист, воробей, мышь, голубь. Со временем усложняй цепочки, ставя «ловушки». К примеру так. Снег, лед, мороженое, сахарная вата, сосулька (все холодное, кроме сахарной ваты).

Что общего и чем отличаются?

Выбирайте поначалу простые варианты, к примеру «куст-дерево». Чем больше расскажет малыш про сходства и отличия – тем лучше!

Идея

Участвуйте активно в игре. После того, как ребенок ответит на твой вопрос, пусть даст вам задание. Выбрать подходящую пару – это тоже тренировка!
Антонимы
Ребенок без труда подберет противоположность слову «день» или «солнце». Но пусть попробует найти антоним к таким словам, как «стоять», «просить прощения», «аромат», «финал»… В этой игре ваш помощник – словарь антонимов. Заодно пополните словарный запас ребенка.

Зарядка наоборот

Это веселое и подвижное упражнение так же поможет малышу развить внимательность. Попросите ребенка повторять твои движения, не обращая внимания на слова. Поднимая руки вверх, говори: руки вниз. Опуская руки вниз, говори: руки в стороны. И так далее. После этого – наоборот. Вы делаете не правильно, а говорите  верно.

Ассоциации

Этой словесной игрой можно заниматься на прогулке, в дороге. К примеру, вы начинаете: «машина». Ребенок должен назвать слово, так или иначе связанное с машиной. Пусть будет «колесо». Ваша очередь: «круг». А теперь малыш может сказать хоть «Земля», хоть «чашка». Главное – чтобы объяснил почему его слово связано с понятием «круг».
Эти занятия полезны как для развития мышления и внимания, так и для концентрации. Вы и сами сможете придумать подобные игры. А еще лучше – придумывайте вместе.
Удачи вам в развитии ваших детей!

Педагог-психолог «МКДОУ «Детский сад №14 «Звёздочка» Абрамова К.Е.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Развитие абстрактного мышления детей дошкольного возраста

  1. Кьяра говорит:

    Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.

  2. Камла говорит:

    Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте Презентацию подготовили студентки 2 курса Зима Юлия and Яруткина Екатерина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *