Терапевтические сказки для дошкольников

1441957919_теремок_normal—Вы хотите получше узнать своего ребенка?
—Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
—Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
—Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
—Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?

Тогда *терапевтические сказки специально для Вас!

*(Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)

Зачем нужны сказочные истории?

Рассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт. «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются,— на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

Безусловно, каждая из историй имеет определенную направленность. Такая история — это рассказ об определен­ных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребен­ка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Что могут дать такие истории вашим детям?

Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «сто­ите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единствен­ным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расска­жет о своих трудностях.

Во-вторых, в результате работы с «помогающими» истори­ями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваи­вают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конф­ликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходи­мо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно при­ведет к успеху».

В-третьих, истории представляют детям россыпи возмож­ных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только вни­мательно посмотреть, поискать — и окончание обязательно будет счастливым.

Как использовать сказочные истории?

Самый простой и естественный способ — чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как-бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и по¬том, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что «тебе читают!», хотя, в общем, уже совершенно не обязаны этого делать.

В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наобо­рот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.

Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши воз­можности безграничны,— спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать пример­ные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако не­обходимо соблюдать два основных правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете вы­ражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы…» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать,— заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете ис­кренне на них отвечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал — это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил.

Если ребенок не хочет ничего говорить,— не заставляйте его. Через некоторое время «дар слова» придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны. После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

Представляем вашему вниманию СКАЗКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева).

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад №14 «Звёздочка» Сорокина К.Е.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.