«ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

«ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

  Замечательно, если вы испытываете радость по этому поводу, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Вам кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в вашем доме возможна теперь только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит. Это суматошное время надо просто пережить и пережить с наслаждением.

Превращение ребенка в почемучку обычно приходится на самый исследовательский возраст – от 4 до 7 лет. У ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы льются водопадом, застигая взрослых врасплох и ставя в тупик. Кроме терпения и доброжелательности, вам потребуются поистине энциклопедические знания — физики, химии, зоологии, биологии и множества других наук. Ибо избежать ответа на вопрос почемучки у вас все равно не получится. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не устанет дергать вас за рукав и переспрашивать уже в тысячный раз: «А почему?» А если вы постараетесь просто отговориться от почемучки, он непременно почувствует фальшь и потребует дополнительных разъяснений.

Очень интересно в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок не сразу, не с ходу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?» На начальном этапе он осторожненько и как бы про себя просто констатирует факты. Он делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления. «Странная какая-то собака… сама белая… голова черная… может в краску упала… а может ее разрисовал кто… а может сама такая…» Как будто он и не ждет никаких разъяснений. А если эти разъяснения поступают, он вроде как и не слушает их. Словно просто наблюдает и отмечает свои наблюдения. Только почему-то вслух. Эти размышления об окружающем вслух и есть его первое «Почему?» Просто пока он надеется, что вы сами поймете его намек и также невзначай ему ответите. Но эта нерешительная мягкость ненадолго. С каждым днем малыш становится все более и более настойчив в требовании столь необходимых ему разъяснений. Он хочет, нет, он требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья. Но ваши ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию.

Почемучки требовательны и уперты. Почемучки хотят все знать и именно сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете.

Они беспардонно, забыв про все вложенное в них воспитание, отвлекают вас от важных дел, потому что они должны донести до вас: они заняты самым важным делом в мире.

Почемучки исследуют мир, пытаясь проникнуть в его устройство и сущность.

Мир предметов, мир слов, мир явлений и событий. В этом возрасте, они пропускают мир через себя.

Обязательно оцените старания почемучки объяснить понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций!

Для него очень важно ваше участие в этом процессе. Но если вы не составите ему компанию, он особо не растеряется. Если вы оставите почемучку без разъяснений и без присмотра, он не будет долго грустить и пойдет искать ответы сам. В поисках правды об устройстве мира, маленький исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду — от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять почемучку и помочь ему в его нелегком труде, необходимо стать ребенком. Но так хитро, чтобы он почувствовал, что это он стал взрослым. Вам надо увидеть мир так, как видит этот мир ваш малыш. Включитесь в эту игру. Ведь без вашей поддержки он не будет чувствовать уверенность в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте его познавательную активность, и не забывайте его хвалить, показывать свое уважение. Для него сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно и уважительно.

Не поддержав ребенка в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных возможностей. Неподдержанный интерес к миру может сникнуть, почемучка перегорит и его любознательность сведется к нулю. Позже, в школе на уроках он будет мучаться и зевать. Учителя будут разводить руками – «Ему ничего не интересно». А ведь ему было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек этого интереса просто потух.
Хвалите ребенка за каждое его открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите в нем чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности.
Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече: не «Что ты сегодня кушал?» а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия – вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Чтобы познавательная сфера вашего малыша развивалась эффективнее, помогите ему, включитесь в его деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток его вопросов. Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас. Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей почемучки.

 Можно порекомендовать упражнения,  помогающие поддерживать любознательность и направлено развивать познавательную сферу.

Упражнения:

1. «Цепочка вопросов»
Вы начинаете задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начав, например, с вопроса: «Почему растут растения? (их поливает дождь, и они растут). Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать.

Время от времени вы также можете блеснуть своими познаниями, особенно если ваш ребенок затрудняется с ответом на тот или иной вопрос. Это значительно повысит ваш авторитет в его глазах и тягу к знаниям. Ну, а если некоторые из вопросов и вас поставят в тупик, не бойтесь признаться в этом ребенку, ведь главное не сами знания, а желание и умение их получать!

2. «Какое что бывает»
Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше — дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: «А что шире ручеек или река?»

Такую игру можно проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях — ведь он может еще не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.


3. «Что нового?»

Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов – полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д.

     Желаем успехов!                                  Старшая группа №2

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.