Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Надо помнить, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Изучив программу «Детство», «Практический курс математики для дошкольника» Л.Г.Петерсон, А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» мы поставили перед собой задачи по обучению детей:

Учить детей:

  • сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования, стремиться к творчеству;
  •  проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
  •  рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми по поводу содержания игрового действия;
  •  знать размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине, массе, глубине, объему;
  •  знать геометрические фигуры и тела, их структурные элементы (сторона, угол).
  •  выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер;
  • группировать предметы по признакам: одному, двум, трем;
  • устанавливать логические связи между группами величин, находить общее и различное в группах фигур;
  • уметь ориентироваться в пространстве относительно себя, других предметов, двигаться в указанном направлении;
  • ориентироваться во временных понятиях, в частях суток;
  • уметь соотносить количество и цифру до 10;
  • знать количественный и порядковый счет;
  • устанавливать связи между числом, цифрой, количеством, уметь сосчитывать предметы в разном расположении;
  • уметь действовать в указанной стрелкой последовательности, отражать в речи порядок выполнения действий.

Главной задачей было: вызвать у детей интерес к математике, желание заниматься, умение слушать и слышать, думать, мыслить, научить выражать в речи порядок выполнения действий и полным ответом отвечать на вопросы, объяснять: «Как ты узнал?», «Почему так решил?», «Объясни, что ты сделал?», объяснять способ сравнения, обогащать словарный запас детей и активизировать его на занятиях.

Мы продумали место в группе, где расположить игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.

Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовила дидактические игры, лабиринты, кроссворды математического содержания. (Д/и «Танграм», Д/и «Колумбово яйцо», Д/и «Волшебный круг», «Геометрическое лото»). Дети с большим удовольствием проходят  лабиринты: «Помоги Красной Шапочке найти  дом бабушки», «Мышка и сыр», « Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Чей щенок?» и отгадывают кроссворды: «Емеля», «Репка»;

Были включены в работу с детьми и серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.

      Всё это оборудование используется на занятиях, в свободной деятельности детей.

Для детей подготовительной к школе группы мной разработан и проводился  кружк «Учим дошкольника решать задачи».

Цель кружка:  Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, графические навыки, развить    логическое мышление,   внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость.

Математическое содержание работы мы направили на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Для ориентирования в пространстве мы используем в работе планкарту: «Помоги Машеньке найти дорогу домой», «Помоги Колобку убежать от лисы домой», «Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук»)., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ.

Прогулки и экскурсии — богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?)

Мы учим детей применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.

Дети нашей группы стали проявлять повышенный интерес к моделированию, с удовольствием выполнять арифметические действия с числами, более самостоятельны в решении творческих задач и оценке результата.

В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Подготовили педагоги старшей группы №1

Пономарева Т.А., Горбунова Ю.Ю.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.