учитель-дефектолог (тифлопедагог): Желтова Г.А.
Уважаемые родители!
1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
2. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
3. Формируйте умение ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
4. Используйте «золотое» правило: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, сюжетные изображения, мультфильмы, совершайте мини-экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
5. Формируйте у ребенка умение обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (на ощупь).
6. Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазами внимательно — он красного цвета; потрогай, какой кубик гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы — вот они: есть и стороны — вот они»).
7. Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите, игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки). Объясните ребенку, какой мяч большой, а какой маленький.
8. Формируйте ребенка умение ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки на стол ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки — слева от тебя, а то, что расположено рядом с правой рукой — справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
9. Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития восприятия, мышления и речи от развития мелкой моторики рук. Поэтому, вместе с ребенком чаще лепите их глины и пластилина, обводите простые предметные изображения, раскрашивайте их и т. д.
Успехов вам и вашим детям!