Формирование навыка согласования числительных с существительными в играх и упражнениях.

Формирование навыка согласования числительных с существительными

в играх и упражнениях.

                                                                                  Учитель- логопед Подкорытова Н.П.

При обследовании  грамматического строя речи дошкольников выясняется, что самое большое количество ошибок наблюдается при согласовании числительных с существительными. Особенно часто эти ошибки  прослеживается в падежных конструкциях: «у три медведях», «с две девочки», «пять рыбках». Объясняется это тем, что данная грамматическая категория  одна из самых сложных и поздних в рамках онтогенеза и требует длительного времени для формирования.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную,  слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей  пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.

В консультации  представлены игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком дома.

Игра «Бегите ко мне»

ЦЕЛИ: Учить детей правильно подбирать числительные ОДИН или ОДНА к существительным и наоборот – существительное к числительному.

СОДЕРЖАНИЕ: предлагается назвать все предметы, изображённые на картинке: мебель, посуду, овощи, фрукты, игрушки, затем – только съедобное. послушать, как по-разному говорят про некоторые предметы:

ОДИН кубик, НО ОДНА кукла; ОДИН половник, НО ОДНА кастрюля.

Затем детям раздаются картинки  (по одной) и даётся инструкция:

Бегите ко мне те, у кого из вас предметы, про которые говорят «ОДНА»;

Бегите ко мне те, у кого из вас предметы, про которые говорят «ОДИН»;

Заучивание стихотворения:

Мама у меня ОДНА

И ОДНА у нас страна.

Нос ОДИН и рот ОДИН,

Я – ОДИН у мамы сын.

Игра «Волшебники»

ЦЕЛЬ: согласование числительных «ДВА», «ДВЕ» с существительными.

СОДЕРЖАНИЕ: рассмотреть  с детьми картину «зимний лес», затем детям предлагается составить предложения об объектах и предметах на картине (о птицах, животных, деревьях и т. д.). Предлагается детям стать волшебниками и с помощью цифры «2» увеличивать количество предметов.

Сорока сидит на суку. – ДВЕ сороки сидят на суку.

Филин ухает в  лесу. – ДВА филина ухают в лесу.

Лиса ищет зайца. – ДВЕ лисы ищут зайца.

Игра: «1-2-5»

ЦЕЛЬ: Согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными.

Сосчитай:  домашних животных, (диких животных, овощи, фрукты, одежду и т. д.)

ОДНА лошадь, ДВЕ лошади, ПЯТЬ лошадей.

ОДИН ёж, ДВА ежа, ПЯТЬ ежей.

ОДИН баклажан, ДВА баклажана, ПЯТЬ баклажанов.

ОДНО яблоко, ДВА яблока, ПЯТЬ яблок.

ОДНО пальто, ДВА пальто, ПЯТЬ пальто.

Игра «Скажи верно»

ЦЕЛЬ: та же.

Было ДВЕ белки – стало ПЯТЬ… (белок)

Было ДВЕ лисы – стало ПЯТЬ… (лис)

Было ДВА зайца – стало ПЯТЬ… (зайцев)   

Было ДВА  медведя – стало ПЯТЬ… (медведей)

Было ПЯТЬ лис – осталось ДВЕ … (лисы)

Было ПЯТЬ белок – осталось ДВЕ… (белки)

Было ПЯТЬ волков – осталось ДВА… (волка

Игра «Не ошибись»

ЦЕЛИ: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.

СОДЕРЖАНИЕ: На доске размещают картинки: 2 оленя, 5 волков,  3 вороны, и 4 кабана (количество животных пересчитывается детьми и называется в именительном падеже).

ЗАДАНИЕ: Догадаться и правильно ответить: У кого 4 рога? 2 хвоста? 5 хвостов? 6 лап? 4 пятачка?

ОТВЕТЫ: Пять хвостов у пяти волков; шесть лап у трёх ворон и пр.

Игра  «Чудо- дерево»

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Детям показывают изображение дерева, в котором сделаны прорези. В них вставлены картинки: 2 кофты, 3 платья, 4 сапога, 5 юбок, 2 шубы и др.

Читаем стих:

А у наших, у ворот

Чудо-дерево растёт,

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте, дети, руки!

Дети  проговаривают словосочетания, считают «плоды».

Дети закрывают глаза,  в это время убирается 1-2 картинки. Открыв глаза, дети должны сказать: чего нет на дереве?

ОТВЕТЫ: на дереве нет трёх платьев, четырёх сапог и др.

Игра «Кто кого?»

ЦЕЛИ: те же

Речь с движением:

Слон сильнее двух коров,

Толще бегемот трёх львов,

Лошадь быстрее пяти лягушат,

Выше жираф четырёх медвежат.

Вопросы по тексту: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т. д.

Игра «Живой уголок»

ЦЕЛИ: Учить детей согласовывать словосочетание из числительных и существительного в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголами в предложении.

СОДЕРЖАНИЕ: На доску выставляется картина с изображением живого уголка в детском саду, где обитают 2 черепахи, 3 кролика, 4 попугая, 5 рыбок.

ВОПРОС: За кем ухаживали дети в живом уголке?

Игра: «Угощение»

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Дети представляют, что попали в гости к дедушке Егору – у него большой сад и огород (выставляется картина).

Дедушка Егор угостил детей:  ДВУМЯ морковками, ТРЕМЯ помидорами, ЧЕТЫРЬМЯ грушами, ПЯТЬЮ сливами и др.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.