Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать
4 критериям (М. И. Лисина):
- Внимание и интерес к другому.
- Эмоциональное отношение к другому.
- Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
- Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий — содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение со сверстниками. Важно понять отличия общения детей со взрослыми и со сверстниками.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
- Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
- Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
- Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
- Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
Ребенок учится: говорить и делать как надо; слушать и понимать другого; выражать себя; управлять другими; вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:
Эгоистическое: безразличие к другим; интересы сосредоточены на предметах; грубость, агрессивность как метод достижения желаемого; высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное (характерно для детей 3—5 лет как естественное): стремление к первенству во всем; знает, как добиться похвалы, как делать правильно; другой — конкурент, которого нужно превзойти; стремление привлечь внимание (как «+», так и «~»); завистливость, обидчивость.
Гуманное: другой как Человек; чувствительность к желаниям и интересам других; охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость;
Как учить общаться
Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрос лым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).
Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.
Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо:
— знать социометрический статус ребенка;
— индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
— как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно: снизить безапелляционность требований; ярче выражать доброжелательность ко всем детям; увеличить число позитивных оценок; поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу; индивидуализировать общение; аргументировать требования; не давать ярлыков. В повседневной жизни: направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения; формировать чувство общности, группы (декретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга); снизить соревновательное начало; минимизировать предметность общения; учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Сорокина К.Е.
Использованная литература: 1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Изд-во «Питер», 2002. 2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Фотоматериал: http://www.thekooza.com/wpcontent/uploads/2013/07/Social_media1.jpg