Роль педагога в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам

Пришкольные лагеряПотребность в общении — одна из самых глав­ных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Не каждое взаимодействие можно назвать по пра­ву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно дол­жно соответствовать

4 критериям (М. И. Лисина):

  1. Внимание и интерес к другому.
  2. Эмоциональное отношение к другому.
  3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
  4. Чувствительность к тому отношению, кото­рое проявляет партнер.

Еще один немаловажный критерий — содержа­ние общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятель­ность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль обще­ния в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и глав­ное условие формирования его личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предмета­ми. Другими словами, общение со взрослым явля­ется главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.

Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение со сверстниками. Важно по­нять отличия общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет свои специфи­ческие черты:

  1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность эксп­рессивно-мимических проявлений).
  2. Нестандартность детских высказываний (зву­коподражание, «неправильные» слова).
  3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выс­лушать).
  4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.

Ребенок учится:  говорить и делать как надо; слушать и понимать другого; выражать себя; управлять другими; вступать в разнообразные отношения.

Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:

5a68bc98e42fЭгоистическое: безразличие к другим; интересы сосредоточены на предметах; грубость, агрессивность как метод достиже­ния желаемого; высокомерная позиция по отношению к дру­гим.

Конкурентное (характерно для детей 3—5 лет как естественное): стремление к первенству во всем; знает, как добиться похвалы, как делать пра­вильно; другой — конкурент, которого нужно пре­взойти; стремление привлечь внимание (как «+», так и «~»); завистливость, обидчивость.

Гуманное: другой как Человек; чувствительность к желаниям и интересам других; охотно оказывает помощь, так как сам полу­чает от этого радость;

Как учить общаться

Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является га­рантией формирования гуманных отношений меж­ду детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрос лым, в конкретной ситуации с переносом в прак­тическую деятельность. Важно привлекать внима­ние ребенка не только к негативным переживани­ям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспи­тания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).

Необходимо стремиться к тому, чтобы поведе­ние и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвос­хищение», т. е. предвидение результата своих по­ступков. Но из-за особенностей психического раз­вития дошкольники не могут удерживать конеч­ную цель действий и им не понятна логика взрос­лых. Поэтому нужно учить детей поэтапному ана­лизу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать дей­ственный стимул к совершению позитивных по­ступков.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходи­мо:

—  знать социометрический статус ребенка;

— индивидуальные особенности каждого ребен­ка (тип темперамента, личностные особенности);

—  как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особен­ности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

Немаловажное значение в становлении гуманно­го отношения детей друг к другу имеет стиль обще­ния воспитателей с детьми. Педагогам нужно: снизить безапелляционность требований; ярче выражать доброжелательность ко всем детям; увеличить число позитивных оценок; поощрять и успехи в познании, и доброжела­тельное отношение детей друг к другу; индивидуализировать общение; аргументировать требования; не давать ярлыков. В повседневной жизни: направлять чувства и эмоции детей на свер­стника в конкретных действиях, а не на приобре­тение знаний и умений хорошего поведения; формировать чувство общности, группы (декретные совещания», постановка детей в ситу­ацию зависимости друг от друга); снизить соревновательное начало; минимизировать предметность общения; учить детей выражать свои эмоции мимичес­ки и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Сорокина К.Е.

Использованная литература:
1.  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Изд-во «Питер», 2002. 
2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Фотоматериал: http://www.thekooza.com/wpcontent/uploads/2013/07/Social_media1.jpg
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.