Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Дети не читают умных статей, но пожарная безопасность для детей — это превыше всего. Она должна быть обеспечена взрослыми. Научить детей правилам поведения – долг всех взрослых. Любой любящий, ответственный родитель беспокоится о здоровье и безопасности своего ребенка. Но одного беспокойства и любви недостаточно, чтобы оградить детей от происшествий, ведь они по природе любознательны, а из-за отсутствия жизненного опыта – бесстрашны. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия « опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Родители должны сделать все от них зависящее для того, чтобы ребенок не столкнулся с пожаром, а столкнувшись – не растерялся и знал, как действовать.
Что же могут сделать родители?
1. Подготовиться!
Необходимо сделать свою квартиру максимально безопасной – убрать подальше и повыше спички, свечи, зажигалки, фейерверки, петарды( если они есть в доме); прикрыть заглушками электрические розетки. Следует также:
— научить ребенка сразу же говорить родителям, если он найдет на полу спичку или зажигалку;
— приучить не подходить к работающей плите, отопительным приборам ближе, чем на метр;
— твердо объяснить ребенку, когда он проявляет интерес к огню, что спичками и зажигалками могут пользоваться только взрослые, так как при этом необходимы навыки и осторожность.
Важно помнить, что гораздо проще научить ребенка чему- либо личным примером, чем нравоучениями, поэтому необходимо не перегружать электрические розетки, тушить сигареты водой ( если в доме кто то курит) и никогда не использовать огонь для развлечения.
2. Отработать действия!
Важно самим родителям знать, что они должны делать в случае возникновения пожара, ведь в ответственный момент им будет некогда паниковать или собираться с мыслями.
3. Обучать!
С ребенком нужно как можно больше разговаривать на темы безопасности. При этом важно соблюдать меру и не слишком напугать его такими разговорами.
Проще всего соблюсти баланс при помощи различных обучающих картинок, плакатов о пожарной безопасности, компьютерных презентаций, настольных игр, стихов, мультиков. Они не только помогут малышам осознать опасность и не испугаться, но и за счет игрового момента будут способствовать лучшему запоминанию информации. Полезными будут также ролевые игры, когда родители и ребенок по очереди оказываются в ситуации « пожара» или «спасают» друг друга от него.