Прожив всего 12 часов от рождения, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями.
Ухаживая за малышом, разговаривая с ним ласково и выразительно, вы делаете первые шаги в формировании базы речи. Ваш голос- главный стимулятор для развития слуха ребенка. Разговаривайте с ним во время кормления, купания, переодевания, читайте стишки, потешки, пойте коротенькие песенки, изменяя тональность и высоту голоса. В возрасте от 6 до 9 месяцев играйте в «Ладушки», «Ку-ку», «Сорока-белобока» и т.д.
Периодически, в течение дня давайте ребенку послушать какую- либо звучащую игрушку (звоночек, колокольчик, погремушку, резиновую пищалку). Включайте (но ненадолго!) музыку различного характера (быструю, медленную, веселую, грустную). К 3 месяцам ребенок должен определять местонахождение источника звука в пространстве ( в ответ на звуковой стимул ребенок поворачивает голову к источнику звука). Меняйте местоположение источника звучания.
Учите ребенка реагировать на собственное имя. Прежде чем подойти к кроватке малыша, ласково позовите его по имени. Называйте членов семьи по именам. К 9 месяцам ребенок в состоянии различать по имени членов семьи (даже, когда не видит перед собой человека имя которого называют). Не забывайте и о звуках, которые окружают нас в быту: звонок будильника, шум воды, шуршание бумаги и т.д. Каждый раз объясняйте малышу что (или кто) именно издает этот звук.
Как только малыш научится сидя манипулировать одной рукой, сделайте для него банки- бренчалки, которые можно наполнить любой крупой, пуговицами, разноцветными камешками, шариками , колечками.
Играя с ребенком, обязательно комментируйте свои действия. Катая машинку, говорите: «БИ- БИ», стуча молоточком – «ТУК-ТУК». Пойте малышу, ритмично ударяя по барабану или пустой коробке. По мере взросления развивайте у ребенка способность находить источник звука на различной высоте и расстоянии. В 10-12 месяцев, обращайте его внимание на отдельные звуки, различные звучащие предметы: в соседней комнате, за дверью, на прогулке на поющих птиц, на животных, не забывая озвучить услышанное ( «Собачка -АВ-АВ, птичка- чик- чирик» и т.д.)
К концу первого года жизни ребенок с нормальным психическим развитием и сохранным слухом адекватно реагирует на речевое общение и интонацию, отвечает действием на некоторые словесные просьбы. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослыми и на окружающие предметы., он долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
Подкорытова Н. П., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»