Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи.

           Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно

установили, что уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения

пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы.

Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что

наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы,

выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались и постепенно

 развивалась речь.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е.

сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они

достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Логопеды отмечают, что многие дети с речевыми нарушениями плохо

координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная

моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою

деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо

ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа

графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к

неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную

работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводиться систематически во всех видах деятельности ребенка. Предложенные задания и упражнения могут быть успешно использованы родителями для занятий с детьми дома.

1.Пальчиковые игры

Моя Семья

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании

покрутить кулачком.

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание

пальчика на обеих руках.

Пальчик-Мальчик

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем

поочередно соединять их с остальными пальцами.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку

резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук,

начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув

указательные пальцы и мизинцы.

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять

волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять

выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Паучок

Паучок ходил по ветке,        (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”

А за ним ходили детки.       (По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил,     (Кисти свободно опущены, выполняем

                                                     стряхивающие движения).

Паучков на землю смыл.     (хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,   (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

                                                    другу)

Паучок ползет опять,           (пальцы растопырены, качаем руками.)

А за ним ползут все детки,     (Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять по ветке.       (“Паучки” ползают по голове.)

2. Работа с использованием “бросового материала”

(спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития

речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным

играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно –

незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений,

выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:

1. Шнуровки сюжетные (пришнуровывание недостающих деталей к

картине).

2. Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков).

3. Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков,

чтобы получилась цельная игрушка).

Игры со шнурками – плетение разнообразных косичек и завязывание узлов.

4.Развивающие игры

Мозаика, конструктор, пазлы, игры с резиночками.

5.Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)

Подготовили: воспитатели Чеканина И.И., Коростелёва  А.Ю.

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.