О чем фольклор расскажет нашим детям

90179_html_786605beВсе мы хотим вырастить наших детей  здоровыми ,счастливыми добрыми. умелыми, отзывчивыми и для этой цели применяем разнообразные методики, в том числе обучение с использованием традиционного  народного материала. Чем же мы руководствуемся, отбирая для современных детей самое важное из того, что сберегла для нас память поколений? Прежде всего напомним, что фольклор особая часть культуры, из века в век дающая  возможность осуществлять преемственность поколений через приобщение к национальным истокам. Фольклор – уникальное по своим средствам и возможностям хранилище жизненного опыта, отражающего неразрывные связи с окружающей средой – природой и людьми. И чем больше сохраняется их естественная внутренняя ограниченность, тем выше жизненный потенциал человека. Опираясь на накопленные предыдущими поколениями духовно-эстетические ценности, творческая личность находит новые формы проявления своей приверженности культурным народным традициям. Так человек, поддерживая связь с традицией, развивается сам.

В народе издавна следовали важной установке: «всему свое время». И действительно,  фольклор складывался множеством людей не только как отражение определенного возрастного периода, но и как «подпитка», подсказка человеку его оптимального отношения к окружающему миру,соответствующих возможностей самовыражения и вариантов поведения. Все это и в наши дни напрямую относится к фольклорному материалу, предназначенному для детей разного возраста.

 Самые маленькие детишки с удовольствием покажут,на что они способны,

Выполняя нехитрые движения под приговорки:

                                Ножками – ходушечки,

                                Ручками хватушечки,

                                Роток болтунок,

                                 Глазки – хлоп,хлоп!

                                      Быстро быстро побежали,

                                      Ножками затопали!

                                      Быстро быстро побежали,

                                      Ручками захлопали!

                                 Дети постарше споют своей куколке:

                         Моя маленькая,

                         Ненаглядненькая!

                         Моя хорошенькая!

                         Моя пригоженькая!

Потешки, сопровождаемые простейшими движениями и выученные виде игры, постепенно превратят обязательное умывание  в интереснейшее занятие:

       Водичка – водичка умой мое личико!

    Чтобы глазки блестели! Чтобы щечки краснели!

     Чтоб смеялся роток! Чтоб кусался зубок!

  mord-detiИтак, из фольклорного материала отбираем для детей только то, что развивает, воспитывает, учит радости жизни, бережному и внимательному взаимодействию с окружающим миром. Язык фольклора особенный. В него надо не только вслушиваться(воспринимая звуки, слова) и всматриваться (разбираясь в цвете, атрибутике, формах, используемых элементах растительного и животного мира), но и вдумываться хорошенько. В фольклорных произведениях истинный смысл чаще всего выражен не напрямую, как могло бы показаться на первый взгляд. Он спрятан за множеством самых разнообразных знаков и символов.

   В хороводной песне «Милый мой хоровод…» ключевыми символами становятся: скакалка-«венок сронила». На определенном жизненном этапе (выбор жениха и свадьба) венок не несет ни батюшка ни матушка.Добрый молодец, который веночек несет, становится символом достойного спутника жизни, а венок (круг- как бесконечность) – символом его безграничной надежности, преданности и любви.

     А теперь вспомним такую, казалось бы, безобидную игровую песенку «Заинька». Изначально это молодежная,чаще всего, поцелуйная игра, с ее символикой, шутками,намеками и соответствующим общением. Приведем пример того, как Заинька становится героем детской игры:

                   Заинька серенький! Заинька беленький!

                   Мы тебя кормили,  мы тебя поили.

                   На ноги поставили, танцевать заставили.

                   Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

В фольклоре система знаков и символов складывалась на протяжении очень долгого времени. Многое из традиционных средств и по сей день применяется нами как само собой разумеещееся. В традиционной культуре знаками и символами стало многое из того,что человек мог слышать,видеть и осознавать вокруг себя. Образовались сложные художественно-эстетические системы, сочетающие разнообразные составляющие: звук, движение, цвет, костюм, всевозможную атрибутику. Органично объединенные, например в песне-игре,они не только дополняют, нои дублируют, усиливают друг друга. При этом возникает сильнейшее воздействие на самих исполнителей, вызывая у них соответствующее эмоционально энергетическое состояние. Язык символов в этом случае не только способствует развитию сопричастности и сопереживания всех участников, он должен быть нацелен на возвышение души.

  Именно поэтому каждому возрасту предназначался свой фольклорный материал. Недаром для молодежных игр и хороводов, обрядовых действий отводилось определенное место. Конечно, малыши время от времени могли слышать пение старших и наблюдать за исполнителями. Но чтобы активно включиться в исполнение, было положено дожидаться «своей поры».

Только сформировав крепкую жизненную основу оптимизма и предпосылок к  выносливости, человека постепенно приучали к преодолению жизненных трудностей.  Так пусть фольклорный материал, отобранный для наших малышей, расскажет им о том, как замечателен окружающий мир, сколько красоты, добра и любви каждый человек может не только из него почерпнуть, но и щедро в него возвращать. Именно тогда мы сможем со всей ответственностью говорить об освоении основ культурного наследия наших предков.

Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Овчинникова Л.Г.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.